ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2001 года N 7/26-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Организация управления и поддержки курортного комплекса на 2001 - 2003 годы" (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Наименование "Организация управления и поддержки
программы курортного комплекса Иркутской области в
2001 - 2003 гг."
Основания для Федеральный закон от 23 февраля 1995 года
принятия N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
программы лечебно - оздоровительных местностях и
курортах", ФЗ от 14 марта 1995 года
N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях", Постановление Правительства
Российской Федерации от 02.02.1996 N 101
"О федеральной целевой программе "Развитие
курортов федерального значения",
постановления губернатора области от
14.07.1999 N 422-п "Об образовании отдела
лечебно - оздоровительных местностей и
курортов" и от 24.08.2000 N 298-п "Об
утверждении положения о порядке признания
территорий Иркутской области лечебно -
оздоровительными местностями и курортами
регионального и местного значения".
Государственный Администрация Иркутской области
заказчик, его Иркутск, ул. Ленина, 1
юридический
адрес
Руководитель Председатель Комитета по физической
программы культуре, спорту и туризму администрации
области Золоторев Александр Михайлович
Цель и задачи Целью программы является формирование на
программы территории области сети лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения,
организация их деятельности для укрепления
здоровья граждан и развития сферы
санаторно - курортного обслуживания
населения.
Основными задачами являются:
- формирование современной нормативно -
правовой базы функционирования
курортного комплекса;
- взаимодействие в установленном
законодательством порядке в сфере
курортного дела администрации области с
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти,
государственными внебюджетными фондами,
органами местного самоуправления и
организациями;
- повышение доступности санаторно -
курортного дела для населения Иркутской
области и его эффективности;
- защита прав потребителей рекреационных
услуг;
- охрана и рациональное использование
региональных природных лечебных
ресурсов, территорий лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
регионального значения;
- сохранение и улучшение кадрового
потенциала, материальной, научной,
лечебно - оздоровительной и природной
базы курортного дела;
- развитие межрегионального и
международного сотрудничества в сфере
освоения природных лечебных ресурсов
озера Байкал и других территорий
области;
- содействие органам местного
самоуправления в развитии лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
местного значения.
Сроки реализации 2001 - 2003 гг.
программы
Исполнители и Комитет по физической культуре, спорту и
соисполнители туризму, Комитет здравоохранения, Комитет
по недрам, организации санаторно -
курортной сферы и др.
Основные Разработка базовых нормативно - правовых
мероприятия актов, необходимых для формирования и
программы эффективного функционирования курортного
комплекса области. Разработка механизмов,
стимулирующих поддержку и развитие
курортного комплекса за счет привлекаемых
источников финансирования. Поддержка и
развитие санаторно - курортных услуг,
содействие их реализации на территории
области.
Объемы и Общий объем финансовых средств,
источники необходимых для реализации программы,
финансирования составляет 106,53 млн. рублей, в том числе
из: областного бюджета 15,03 млн. рублей,
объем привлекаемых источников составляет
91,5 млн. рублей. Финансирование
капитальных вложений 70,6 млн. рублей,
НИОКР - 4,98 млн. рублей, прочие расходы
30,95 млн. руб.
Ожидаемые Формирование и эффективное
результаты функционирование курортного комплекса
области, включающего в себя
взаимосвязанную сеть лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения,
расположенных на их территории санаторно -
курортных организаций, а также
администрации области и органов местного
самоуправления как органов власти,
осуществляющих законодательно
установленное управление указанными
территориями и лечебными природными
ресурсами.
Системы Комитет по физической культуре, спорту и
организации туризму администрации области, Главное
контроля за финансовое управление области.
исполнением
Областная государственная социальная программа "Организация управления и поддержки курортного комплекса Иркутской области в 2001 - 2003 гг." (далее по тексту - Программа) разработана во исполнение Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных и лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения", постановлений губернатора от 14 июля 1999 года N 422-п "Об образовании отдела развития лечебно - оздоровительных местностей и курортов" и от 24 августа 2000 года N 298-п "Об утверждении положения о порядке признания территорий Иркутской области лечебно - оздоровительными местностями и курортами регионального и местного значения".
В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно - курортной сфере в последние годы значительно ухудшилось. Рост цен на железнодорожный и авиационный транспорт, снижение уровня доходов привели к тому, что наиболее популярные курорты, находящиеся за пределами области, оказались практически недоступными для основных групп населения, особенно социально слабозащищенных.
В структуре общей заболеваемости жителей Приангарья ведущее место занимают болезни органов дыхания - 378407 случаев, болезни системы кровообращения - 309639 случаев, болезни костно - мышечной системы - 202046 случаев, болезни органов пищеварения - 175033 случая и болезни эндокринной системы - 65656 случаев (см. приложение 1 к Программе). Особую тревогу вызывает темп прироста в 1998 году заболеваний: болезней костно - мышечной системы (43,6%); болезней эндокринной системы (20,7%). Смертность и инвалидность трудоспособного населения Иркутской области от болезней кровообращения занимает первое место, от болезней органов дыхания - второе место, от болезней органов пищеварения - третье место. Указанные негативные тенденции в состоянии здоровья жителей области сохранились и в 1999 году и в первой половине 2000 года.
Для обеспечения защиты здоровья наших земляков, создания базовых условий для профилактики и лечения заболеваний, обусловленных региональной патологией, а также отдыха необходимо создание высокоэффективной и взаимосвязанной сети оздоровительных и лечебно - профилактических санаторных организаций различных форм собственности, действующих на территориях лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
Иркутская область обладает всеми необходимыми ресурсами и условиями для решения указанной задачи. В пределах ее территории расположен самый мощный в мире Ангаро - Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб.км. Разведано около 300 минеральных источников и скважин, 6 грязевых озер с иловыми, сапропелевыми и торфяными пелоидами. Восемь разновидностей минеральных вод разливаются в бутылки для питьевого лечения. Имеются уникальные источники, которые совершенно не освоены (хотя известны достаточно давно). Это Мунокский источник, близкий по своему химическому составу известному источнику "Нафтуся" курорта "Трускавец", Нукутская "Мацеста" с большими запасами сероводородных вод, прекрасное месторождение радоновых вод в районе п. Моты и др.
На территории области функционируют несколько санаторно - курортных учреждений, имеющих статус лечебных учреждений первой и второй категорий, и около десятка крупных санаториев - профилакториев, таких как "Родник" и "Жемчужина" в г. Ангарске, "Металлург" в г. Шелехове, "Кедр" в г. Саянске и др., а также несколько десятков профилакториев, пансионатов и домов отдыха, находящихся в ведении различных организаций. Санатории области располагают возможностями для эффективного лечения и профилактики следующих заболеваний: органов кровообращения (санаторий "Ангара", санаторий "Байкал"), нервной системы и органов движения (санаторий "Ангара", санаторий "Таежный", санаторий "Усолье", санаторий "Усть - Кут", санаторий "Русь", санаторий "Байкал", пансионат "Мальтинский"), органов пищеварения и мочеполовой системы (санаторий "Братское взморье", санаторий "Русь", санаторий "Ангара"), органов дыхания (санаторий "Таежный", санаторий "Байкал"), женской и мужской половых сфер (санаторий "Таежный", санаторий "Усолье", санаторий "Усть - Кут", санаторий "Ангара").
С 1993 года наблюдается снижение заполняемости санаториев области.
Сократился коечный фонд санаториев - профилакториев. За последние три года он используется в пределах от 34% до 43%.
Среди отдыхающих дети составляют от 40% до 75%, участники и инвалиды войны - от 10% до 17%. Объемы оказания санаторно - оздоровительных услуг постоянно снижаются. По данным облстатуправления, за 1996 - 1999 годы их доля в общем объеме платных услуг уменьшилась с 5 до 3,5% соответственно. Практически все санаторно - курортные учреждения области работают без прибыли, т.е. являются убыточными.
Многие проблемы курортного комплекса происходят от того, что на территории области нет ни одной природной территории, имеющей статус лечебно - оздоровительной местности или курорта регионального или местного значения. Тем самым не созданы условия для осуществления в полном объеме предусмотренных действующим законодательством мер государственного регулирования отношений в области их функционирования, развития и охраны.
Практически не проводятся работы по освоению перспективных месторождений лечебных минеральных вод, прекращены курортологические изыскания. Все это свидетельствует о том, что не на должном уровне находятся вопросы охраны и рационального использования региональных лечебных природных ресурсов и территорий лечебно - оздоровительных местностей и курортов.
На данном этапе потребность населения Иркутской области в санаторно - курортном лечении достаточно высока и оценивается в 238 тысяч нуждающихся, что свидетельствует о необходимости наращивания мощностей лечебно - профилактических организаций области в 7 раз и более, но это не означает, что следует немедленно приступить к строительству новых здравниц. Необходимо модернизировать систему распределения заказа (распределения путевок и др.) на оздоровление жителей области таким образом, чтобы добиться наиболее полного заполнения имеющихся здравниц. Ряд мероприятий программы предусматривает выработку администрацией области дополнительных мер по формированию такого заказа.
Мероприятия областной целевой программы направлены на организацию и поддержку эффективного функционирования курортного комплекса области, решение государственных задач владения, рационального использования, охраны и распоряжения лечебными природными ресурсами и территориями, находящимися в ведении области как субъекта Российской Федерации.
Необходимо усилить контроль за использованием природных лечебных ресурсов, функционированием лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. С этой целью программа предусматривает образование государственных учреждений - администраций курортов, которые должны содействовать организации на этих территориях дополнительных условий для лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, а также решению иных вопросов, связанных с их функционированием и охраной.
Очевидна необходимость в дополнительных исследованиях потребности в санаторно - курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения области и региональной патологией, в первую очередь для таких групп населения, как участники Великой Отечественной войны, население районов экологического бедствия, инвалиды и дети.
Администрация области и органы местного самоуправления в связи с особой социальной значимостью вопросов поддержки и развития курортного дела должны взять на себя часть проблем развития инфраструктуры курортов регионального и местного значения, участвовать в решении проблем их функционирования и охраны. В то же время санаторно - курортные организации области должны сосредоточиться на более качественной работе по долечиванию больных с отмеченными категориями заболеваний на санаторном этапе и санаторно - курортном обслуживании отдыхающих.
Улучшение качества санаторно - курортного обслуживания позволит достигнуть ощутимого социального результата: значительно снизить первичный выход на инвалидность, увеличить оборот госпитальных коек, предотвратить развитие осложнений и улучшить качество жизни больных. Лечение, профилактика и отдых в санаторно - курортных учреждениях позволяют в 4 - 6 раз уменьшить число обострений различных заболеваний как у взрослых, так и у детей. Снижение затрат по обеспечению функционирования и охраны территорий курортов позволит снизить себестоимость путевки и приведет к увеличению их доступности.
Актуален вопрос подготовки и переподготовки кадров. Необходима разработка научно обоснованных медико - экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации в сфере курортного дела.
Программа направлена на создание условий для формирования в Иркутской области курортного комплекса, способного надлежащим образом удовлетворить рекреационные потребности населения и обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов для ее экономики.
Целью Программы является формирование на территории области сети лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, организация их деятельности для укрепления здоровья граждан и развития сферы санаторно - курортного обслуживания населения.
Основными задачами являются:
- формирование современной нормативно - правовой базы функционирования курортного комплекса;
- взаимодействие в сфере курортного дела администрации области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и организациями в установленном законодательством порядке;
- повышение доступности санаторно - курортного лечения для населения Иркутской области и его эффективности;