ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2001 года N 10/24-ЗС

О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГГ.


В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:


утвердить программу улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг. (прилагается).


И.о. председателя
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН





Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 19 сентября 2001 года
N 10/24-ЗС

ПАСПОРТ программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.


 Наименование программы    Программа улучшения   условий  и  охраны
                           труда  в  Иркутской  области  на  2001 -
                           2003 гг.

 Основание для разработки  Федеральные законы:  "Об  основах охраны
 программы                 труда  в  Российской   Федерации",   "Об
                           обязательном  социальном  страховании от
                           несчастных  случаев  на  производстве  и
                           профессиональных           заболеваний",
                           постановление  Правительства  Российской
                           Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
                           распределения   средств   от    штрафов,
                           взыскиваемых         за        нарушение
                           законодательства Российской Федерации  о
                           труде  и об охране труда",  распоряжение
                           губернатора   Иркутской    области    от
                           23.03.2000   N   203-р   "О   разработке
                           Программы  улучшения  условий  и  охраны
                           труда в Иркутской области на 2001 - 2003
                           гг.",  распоряжение  заместителя   главы
                           администрации  -  руководителя  аппарата
                           губернатора области от 05.06.2001 N 65-у
                           "О доработке Программы улучшения условий
                           и охраны труда в  Иркутской  области  на
                           2001 - 2003 гг."

 Государственный заказчик  Администрация Иркутской области

 Основные разработчики     Комитет по труду администрации  области,
 программы                 Комитет   по   экономике   администрации
                           области,   Комитет    по    промышленной
                           политике      администрации     области,
                           Департамент  лесной   промышленности   и
                           лесного хозяйства администрации области,
                           Главное управление  сельского  хозяйства
                           администрации       области,       Центр
                           Госсанэпиднадзора в  Иркутской  области,
                           Госинспекция  труда в Иркутской области,
                           Иркутский   облсовпроф,   Некоммерческое
                           партнерство    товаропроизводителей    и
                           предпринимателей Иркутской области

 Цели программы            - обеспечение   безопасности   жизни   и
                             здоровья  работников  в   организациях
                             Иркутской  области в процессе трудовой
                             деятельности;
                           - снижение производственного травматизма
                             и  профессиональной  заболеваемости  в
                             Иркутской области;
                           - обеспечение приоритета безопасности  и
                             гигиены    труда    при   формировании
                             областной экономической политики

 Задачи программы          - реализация  государственной политики в
                             области  охраны  труда  работников  на
                             производстве;
                           - формирование правовой,  экономической,
                             организационно-технической  и  научной
                             основы      для       функционирования
                             государственной   системы   управления
                             охраной труда в Иркутской области

 Сроки реализации          2001 - 2003 годы
 программы

 Перечень основных         - нормативно-правовое обеспечение охраны
 мероприятий программы       труда;
                           - совершенствование  системы  управления
                             охраной труда;

                           - организационное   обеспечение   охраны
                             труда;
                           - профессиональное          образование,
                             пропаганда,       информационно      -
                             аналитическое    обеспечение    охраны
                             труда;
                           - социальная      и     профессиональная
                             реабилитация  лиц,   пострадавших   на
                             производстве;
                           - совершенствование          социального
                             партнерства  в  области  охраны  труда
                             субъектов социально-трудовых отношений

 Ответственный             Комитет по труду администрации области
 исполнитель программы

 Исполнители основных      Госинспекция труда  в Иркутской области,
 мероприятий программы     Центр  Госсанэпиднадзора   в   Иркутской
                           области,      Иркутский      облсовпроф,
                           Некоммерческое               партнерство
                           товаропроизводителей  и предпринимателей
                           Иркутской       области,       Иркутское
                           региональное отделение Фонда социального
                           страхования    Российской     Федерации,
                           организации области

 Объемы и источники        Общий объем финансирования:
 финансирования            - областной бюджет - 2927 тыс.  руб.,  с
                             учетом    использования   средств   от
                             штрафов, взыскиваемых   за   нарушение
                             законодательства  о  труде и об охране
                             труда;
                           - средства Фонда социального страхования
                             Российской Федерации;
                           - средства организаций

 Ожидаемые конечные        Снижение производственного  травматизма,
 результаты реализации     профессиональной         заболеваемости,
 программы                 улучшение  социальной   защищенности   и
                           сохранение    здоровья    работников   в
                           процессе трудовой деятельности

 Система организации       Контроль за    реализацией     программы
 контроля за исполнением   осуществляется     Главным    финансовым
                           управлением  и  Комитетом  по  экономике
                           администрации  области  в  установленном
                           порядке

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГГ.


 Введение


Программа улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 годы (далее именуемая "Программа") разработана рабочей группой, созданной распоряжением губернатора области от 23.03.2000 N 203-р "О разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.", доработана рабочей группой, созданной распоряжением заместителя главы администрации - руководителя аппарата губернатора области от 05.06.2001 N 65-у "О доработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.", в целях реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда".


 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


На протяжении длительного периода в Иркутской области с ее развитой промышленной инфраструктурой состояние условий и охраны труда остается напряженным. Только в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) каждый пятый работник, а в промышленности - каждый четвертый работник заняты в условиях, не соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормативам.

Удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда на предприятиях промышленности к общей численности занятых в отраслях промышленности Иркутской области в отчетном году имел тенденцию к снижению и в целом сократился с 26,3% - в 1998 году до 25,6% - в 1999 году. Однако в таких отраслях экономики, как черная металлургия удельный вес работающих в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, в 1999 году увеличился по сравнению с 1998 годом с 5,8% до 17,0%, в лесозаготовительной отрасли соответственно возрос с 14,2% до 17,1%, в легкой промышленности - с 6,1% до 14,8%.

В промышленности, строительстве, на транспорте и связи физические перегрузки испытывали в 1999 году 4,7% работников, из них каждый седьмой работник - женщина.

В промышленности тяжелым физическим трудом было занято в 1998 году - 4,2%, а в 1999 году - 4,7% работников.

На промышленных предприятиях региона 37,2% занятых на такого рода работах - женщины, в т.ч. в строительных организациях - 25,0%, на предприятиях транспорта - 31,7%, в организациях связи - 72,0%.

Неблагоприятные условия труда характеризуют уровень профессиональной заболеваемости в регионе:

 Наименование     

 1998 год      

 1999 год      

 99/98, %  

случаев

 на 1000

 работающих

случаев

 на 1000

работающих

 на 1000

 работающих

 1          

 2   

 3      

 4   

 5     

 6      

Профпораженные, в том

числе:               

 217

 4,3

 157

 3,02

 70,2

Профотравления       

 57

 1,14

 42

 0,8

 70,1

Профзаболевания,

из них по основным

отраслям:            

 167

 3,3

 128

 2,21

 66,9

- угольная           

 8

 5,9

 5

 4,2

 71,1

- электроэнергетика  

 8

 2,3

 8

 2,2

 95,6

- химическая         

 35

 22,1

 37

 21,3

 96,3

- черная металлургия

 3

 4,1

 4

 5,1

 124,3

- авиационная        

 41

 29,3

 69

 49,3

 168,2

- цветная металлургия

 14

 5,3

 41

 16,6

 313,2


Общее количество профпораженных работников по данным областного Центра Госсанэпиднадзора в целом по области сократилось в 1999 году по отношению к 1998 году на 60 случаев (72,3%). В том числе количество случаев профессиональных заболеваний сократилось соответственно на 39 случаев (76,6%), а профессиональных отравлений - на 15 случаев (73,6%). В то же время в некоторых отраслях промышленности (в черной и цветной металлургии, авиационной промышленности) отмечен рост количества работников, у которых первично выявлены профессиональные заболевания.

Количество случаев производственного травматизма со смертельным исходом в Иркутской области в 1999 году составило 133 случая и по сравнению с 1998 г. уменьшилось на 4. Коэффициент смертности (число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих) сократился с 0,126 в 1998 г. до 0,121 в 1999 г. (4,3%). Анализ производственного травматизма со смертельным исходом в разрезе городов и районов области показал его значительное снижение в районах: Усть-Илимском - с 12 случаев в 1998 г. до 3 случаев в 1999 г. и Зиминском - с 8 до 4 случаев соответственно. Вырос травматизм в гг. Ангарске (с 6 до 14), Братске (с 7 до 16), в районах Братском (с 3 до 6) и Тулунском (с 4 до 7). Самыми неблагополучными остаются г. Бодайбо - Ксм = 0,57, Балаганский и Мамско-Чуйский районы (Ксм равен 0,49 и 0,4 соответственно).

В разрезе отраслей количество случаев возросло в цветной металлургии (с 7 до 15), в строительстве (с 9 до 13), в деревообработке (с 2 до 11), снизилось в лесозаготовительной отрасли (с 27 до 17), химической и нефтехимической (с 10 до 4), электроэнергетике (с 11 до 3). Самый высокий уровень зафиксирован в традиционно травмоопасных отраслях: сельском хозяйстве Ксм = 0,29, отраслях промышленности Ксм = 0,25 и строительстве Ксм = 0,18.

Основными причинами смертельного травмирования на производстве продолжают оставаться:

- низкий уровень трудовой и технологической дисциплины;

- высокий износ оборудования;

- неудовлетворительная подготовка и инструктаж безопасным приемам труда;

- отсутствие контроля за осуществлением производственного процесса со стороны руководителей;

- неприменение средств индивидуальной защиты.

Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда может быть решено с помощью отлаженной работы всех уровней системы управления охраной труда в области.

В связи с этим необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда предопределяется:

- социальной остротой проблемы, которая приобрела областное значение;

- невозможностью комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;

- необходимостью эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.

Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения с органами местного самоуправления при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.


 Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»