ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2001 года N 10/24-ЗС
О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить программу улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг. (прилагается).
ПАСПОРТ программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.
Наименование программы Программа улучшения условий и охраны
труда в Иркутской области на 2001 -
2003 гг.
Основание для разработки Федеральные законы: "Об основах охраны
программы труда в Российской Федерации", "Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний",
постановление Правительства Российской
Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
распределения средств от штрафов,
взыскиваемых за нарушение
законодательства Российской Федерации о
труде и об охране труда", распоряжение
губернатора Иркутской области от
23.03.2000 N 203-р "О разработке
Программы улучшения условий и охраны
труда в Иркутской области на 2001 - 2003
гг.", распоряжение заместителя главы
администрации - руководителя аппарата
губернатора области от 05.06.2001 N 65-у
"О доработке Программы улучшения условий
и охраны труда в Иркутской области на
2001 - 2003 гг."
Государственный заказчик Администрация Иркутской области
Основные разработчики Комитет по труду администрации области,
программы Комитет по экономике администрации
области, Комитет по промышленной
политике администрации области,
Департамент лесной промышленности и
лесного хозяйства администрации области,
Главное управление сельского хозяйства
администрации области, Центр
Госсанэпиднадзора в Иркутской области,
Госинспекция труда в Иркутской области,
Иркутский облсовпроф, Некоммерческое
партнерство товаропроизводителей и
предпринимателей Иркутской области
Цели программы - обеспечение безопасности жизни и
здоровья работников в организациях
Иркутской области в процессе трудовой
деятельности;
- снижение производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости в
Иркутской области;
- обеспечение приоритета безопасности и
гигиены труда при формировании
областной экономической политики
Задачи программы - реализация государственной политики в
области охраны труда работников на
производстве;
- формирование правовой, экономической,
организационно-технической и научной
основы для функционирования
государственной системы управления
охраной труда в Иркутской области
Сроки реализации 2001 - 2003 годы
программы
Перечень основных - нормативно-правовое обеспечение охраны
мероприятий программы труда;
- совершенствование системы управления
охраной труда;
- организационное обеспечение охраны
труда;
- профессиональное образование,
пропаганда, информационно -
аналитическое обеспечение охраны
труда;
- социальная и профессиональная
реабилитация лиц, пострадавших на
производстве;
- совершенствование социального
партнерства в области охраны труда
субъектов социально-трудовых отношений
Ответственный Комитет по труду администрации области
исполнитель программы
Исполнители основных Госинспекция труда в Иркутской области,
мероприятий программы Центр Госсанэпиднадзора в Иркутской
области, Иркутский облсовпроф,
Некоммерческое партнерство
товаропроизводителей и предпринимателей
Иркутской области, Иркутское
региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации,
организации области
Объемы и источники Общий объем финансирования:
финансирования - областной бюджет - 2927 тыс. руб., с
учетом использования средств от
штрафов, взыскиваемых за нарушение
законодательства о труде и об охране
труда;
- средства Фонда социального страхования
Российской Федерации;
- средства организаций
Ожидаемые конечные Снижение производственного травматизма,
результаты реализации профессиональной заболеваемости,
программы улучшение социальной защищенности и
сохранение здоровья работников в
процессе трудовой деятельности
Система организации Контроль за реализацией программы
контроля за исполнением осуществляется Главным финансовым
управлением и Комитетом по экономике
администрации области в установленном
порядке
Программа улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 годы (далее именуемая "Программа") разработана рабочей группой, созданной распоряжением губернатора области от 23.03.2000 N 203-р "О разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.", доработана рабочей группой, созданной распоряжением заместителя главы администрации - руководителя аппарата губернатора области от 05.06.2001 N 65-у "О доработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001 - 2003 гг.", в целях реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда".
На протяжении длительного периода в Иркутской области с ее развитой промышленной инфраструктурой состояние условий и охраны труда остается напряженным. Только в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) каждый пятый работник, а в промышленности - каждый четвертый работник заняты в условиях, не соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормативам.
Удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда на предприятиях промышленности к общей численности занятых в отраслях промышленности Иркутской области в отчетном году имел тенденцию к снижению и в целом сократился с 26,3% - в 1998 году до 25,6% - в 1999 году. Однако в таких отраслях экономики, как черная металлургия удельный вес работающих в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, в 1999 году увеличился по сравнению с 1998 годом с 5,8% до 17,0%, в лесозаготовительной отрасли соответственно возрос с 14,2% до 17,1%, в легкой промышленности - с 6,1% до 14,8%.
В промышленности, строительстве, на транспорте и связи физические перегрузки испытывали в 1999 году 4,7% работников, из них каждый седьмой работник - женщина.
В промышленности тяжелым физическим трудом было занято в 1998 году - 4,2%, а в 1999 году - 4,7% работников.
На промышленных предприятиях региона 37,2% занятых на такого рода работах - женщины, в т.ч. в строительных организациях - 25,0%, на предприятиях транспорта - 31,7%, в организациях связи - 72,0%.
Неблагоприятные условия труда характеризуют уровень профессиональной заболеваемости в регионе:
Наименование | 1998 год | 1999 год | 99/98, % | ||
случаев | на 1000 работающих | случаев | на 1000 работающих | на 1000 работающих | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Профпораженные, в том числе: | 217 | 4,3 | 157 | 3,02 | 70,2 |
Профотравления | 57 | 1,14 | 42 | 0,8 | 70,1 |
Профзаболевания, из них по основным отраслям: | 167 | 3,3 | 128 | 2,21 | 66,9 |
- угольная | 8 | 5,9 | 5 | 4,2 | 71,1 |
- электроэнергетика | 8 | 2,3 | 8 | 2,2 | 95,6 |
- химическая | 35 | 22,1 | 37 | 21,3 | 96,3 |
- черная металлургия | 3 | 4,1 | 4 | 5,1 | 124,3 |
- авиационная | 41 | 29,3 | 69 | 49,3 | 168,2 |
- цветная металлургия | 14 | 5,3 | 41 | 16,6 | 313,2 |
Общее количество профпораженных работников по данным областного Центра Госсанэпиднадзора в целом по области сократилось в 1999 году по отношению к 1998 году на 60 случаев (72,3%). В том числе количество случаев профессиональных заболеваний сократилось соответственно на 39 случаев (76,6%), а профессиональных отравлений - на 15 случаев (73,6%). В то же время в некоторых отраслях промышленности (в черной и цветной металлургии, авиационной промышленности) отмечен рост количества работников, у которых первично выявлены профессиональные заболевания.
Количество случаев производственного травматизма со смертельным исходом в Иркутской области в 1999 году составило 133 случая и по сравнению с 1998 г. уменьшилось на 4. Коэффициент смертности (число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих) сократился с 0,126 в 1998 г. до 0,121 в 1999 г. (4,3%). Анализ производственного травматизма со смертельным исходом в разрезе городов и районов области показал его значительное снижение в районах: Усть-Илимском - с 12 случаев в 1998 г. до 3 случаев в 1999 г. и Зиминском - с 8 до 4 случаев соответственно. Вырос травматизм в гг. Ангарске (с 6 до 14), Братске (с 7 до 16), в районах Братском (с 3 до 6) и Тулунском (с 4 до 7). Самыми неблагополучными остаются г. Бодайбо - Ксм = 0,57, Балаганский и Мамско-Чуйский районы (Ксм равен 0,49 и 0,4 соответственно).
В разрезе отраслей количество случаев возросло в цветной металлургии (с 7 до 15), в строительстве (с 9 до 13), в деревообработке (с 2 до 11), снизилось в лесозаготовительной отрасли (с 27 до 17), химической и нефтехимической (с 10 до 4), электроэнергетике (с 11 до 3). Самый высокий уровень зафиксирован в традиционно травмоопасных отраслях: сельском хозяйстве Ксм = 0,29, отраслях промышленности Ксм = 0,25 и строительстве Ксм = 0,18.
Основными причинами смертельного травмирования на производстве продолжают оставаться:
- низкий уровень трудовой и технологической дисциплины;
- высокий износ оборудования;
- неудовлетворительная подготовка и инструктаж безопасным приемам труда;
- отсутствие контроля за осуществлением производственного процесса со стороны руководителей;
- неприменение средств индивидуальной защиты.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда может быть решено с помощью отлаженной работы всех уровней системы управления охраной труда в области.
В связи с этим необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда предопределяется:
- социальной остротой проблемы, которая приобрела областное значение;
- невозможностью комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;
- необходимостью эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.
Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения с органами местного самоуправления при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.