Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ СЕВЕРА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ (с изменениями на: 22.06.2005)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Предметом областной государственной социальной программы "Дети Севера и коренных малочисленных народов" (далее именуемой "Программа") является создание дополнительных условий для нормального разностороннего развития детей 40 периферийных населенных пунктов района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей с наиболее трудными условиями жизнеобеспечения и детей коренных малочисленных народов. Общая численность детей, на которых распространяется действие Программы, - около 6 тыс., в том числе 0,7 тыс. эвенков и тофаларов - представителей коренных малочисленных народов (КМН).

Населенные пункты, охватываемые Программой, по районам приводятся в приложении 1.

Низкий среднедушевой доход, высокий уровень безработицы, задержка выплаты заработной платы и детских пособий в этих местностях многие годы отрицательно отражались на положении детей в семьях. Комплекс серьезных проблем со здоровьем, нерешенные вопросы в обучении и приобщении к общей и физической культуре, низкий уровень подготовки выпускников школ и интернатов - все это требует внимания со стороны государства и реализации программных мероприятий для обеспечения нормального развития детей и подростков социально слабозащищенных категорий населения, проживающего в этих местностях.

Особое значение реализация Программы должна иметь для детей КМН, корреспондируя с целями Международного десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН на период 1995 - 2004 годы. В числе этих целей - защита прав коренных народов, сохранение и развитие этнических традиций, языка и культуры. Ситуация становления рыночных отношений, сложившаяся в местностях проживания КМН, характеризуется значительным ухудшением их социально - экономического и духовного состояния, поставила на грань борьбы за выживание, за сохранение особенностей их хозяйственного уклада и культуры. В этих сложных условиях задачи по поддержке и адаптации КМН, имеющих компактное (многосемейное) проживание более чем в 8 глубинных таежных поселениях, ложатся не только на федеральные, но и на региональные органы государственной власти и местное самоуправление в районах.

Для детей, проживающих в условиях экстремально дискомфортного климата, ограниченной транспортной доступности и отсутствия рынка труда у родителей, характерен очень высокий уровень заболеваемости - в 2,0 - 2,5 раза выше, чем в других районах или в среднем по области. Распространены аномалии развития, туберкулез, отиты, риниты, менингиты, болезни органов дыхания, стоматологические заболевания. В последние 10 лет упала рождаемость и увеличилась смертность. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья детей и подростков проводятся в недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств на выезды медицинских бригад, приобретение медикаментов. Высокие авиатарифы и ограниченность пользования зимником не позволяют вести регулярные медосмотры и профилактические мероприятия, что способствует распространению и таких заболеваний, как чесотка, гепатит и другие. Из-за недостатка врачей узких специальностей осмотры и лечение детей в периферийных населенных пунктах проводят педиатры или медицинские сестры. До 12% детей и подростков находится на диспансерном учете. На их обследование и лечение в районных и областных больницах у подавляющего большинства семей, имеющих среднедушевой доход 200 - 250 рублей в месяц, нет средств. Кроме того, под влиянием неблагоприятных условий Севера и высокогорья (в Саянах) у многих детей происходит отставание возрастного развития иммунной системы, а значительная часть территорий, особенно лесоболотных ландшафтов равнин, является очагами природных инфекций. Все это требует постоянного контроля за санитарно - эпидемиологическими условиями проживания и существенных дополнительных мер по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, в том числе детей - северян и детей коренных малочисленных народов.

Дисперсность системы расселения в труднодоступных поселениях - основная причина обучения детей преимущественно в малокомплектных и неполных школах, а также в школах - интернатах или в средних школах лишь в нескольких поселках. Выпускники последних имеют низкий уровень подготовки, не могут сдать вступительные экзамены и продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, получить профессию. Многие дети не учатся. Досуг детей не организован, зачастую они оказываются на улице. Это приводит к росту числа правонарушений, распространению алкоголизма среди подростков и наркомании.

Семьи в периферийных поселениях остро нуждаются не только в нормальных объектах здравоохранения и образования. Более половины из них живут в ветхих домах довоенной постройки. При вышеуказанном среднедушевом доходе многие из семей, особенно многодетные, нуждаются в поддержке приобретения или строительства жилья. В этой связи возможно решение жилищного вопроса для многодетных и других семей с детьми, относящимся к слабозащищенным категориям населения, путем предоставления субсидии на приобретение жилья, освобожденного переселенцами с Севера, в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Программа корреспондирует с федеральной целевой программой "Дети Севера" (2001 - 2002 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 в составе президентской программы "Дети России". Практически все разделы федеральной программы предусматривают использование средств не только федерального бюджета, но и долевое участие бюджетов субъектов Российской Федерации (в отношении 6:4), а пунктом 5 указанного постановления непосредственно рекомендовано органам исполнительной власти регионов "разработать и утвердить дополнительные мероприятия по улучшению положения детей". Опыт реализации федеральных программ показывает, что соответствующие средства федерального бюджета обоснованнее и полнее направляются в те субъекты Российской Федерации, где имеются и реализуются аналогичные региональные программы с привлечением своих средств.

На выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в 1999 - 2000 гг. из федерального бюджета на Иркутскую область было выделено и профинансировано 2739 тыс. рублей, в том числе:

1999 год - 763 тыс. рублей,

2000 год - 1976 тыс. рублей.

На 2001 год на выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в Иркутской области выделено лимитов в сумме 3800 тыс. рублей.

Создание необходимых условий и предоставление реальной поддержки актуальным направлениям развития детей в особо трудных условиях их проживания является государственной проблемой. Ее решение требует участия различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, межотраслевой координации их конкретных действий, а в целом - программного подхода и принятия соответствующих решений.