ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2001 года N 12/24-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ СЕВЕРА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005 N 10/30-ЗС, с изм., внесенными Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Дети Севера и коренных малочисленных народов" на 2002 - 2005 годы (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ СЕВЕРА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
1. Наименование Областная государственная социальная
программы программа "Дети Севера и коренных
малочисленных народов" на 2002 - 2005 гг.
2. Основание для - Федеральная целевая программа "Дети
разработки программы Севера" на 2001 - 2002 годы, утвержденная
постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.08.2000 N 625 "О
федеральных целевых программах по
улучшению положения детей в Российской
Федерации на 2001 - 2002 годы";
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи";
- Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ
"О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации";
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Устав Иркутской области.
3. Государственный Администрация Иркутской области
заказчик программы
4. Ответственный Департамент по делам Севера
исполнитель администрации области
программы
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)
5. Основной Департамент по делам Севера
разработчик администрации области
программы
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)
6. Цель программы Создание условий для нормального развития
детей, проживающих в периферийных
населенных пунктах северных и горных
территорий области, и детей коренных
малочисленных народов. Формирование у
детей здорового образа жизни.
7. Задачи программы - Улучшение профилактики заболеваний;
- развитие системы охраны здоровья;
- обеспечение условий обучения и
воспитания детей;
- развитие физической культуры и
культурно-просветительной работы;
- улучшение условий проживания,
материального положения многодетных и
малообеспеченных семей с детьми;
- обеспечение строительства социально -
значимых объектов образования и
здравоохранения.
8. Сроки и этапы 2002 - 2005 годы
реализации I этап: 2002 - 2003 гг.
программы II этап: 2004 - 2005 гг.
9. Основные - Обеспечение выездов медицинских бригад в
мероприятия периферийные населенные пункты с целью
программы профилактики заболеваний у детей;
- приобретение для детских отделений ЦРБ
медицинского оборудования и лекарственных
препаратов;
- приобретение для школ-интернатов и
детских домов постельных принадлежностей и
хозяйственных товаров;
- подготовка национальных кадров эвенков и
тофаларов;
- приобретение спортивного снаряжения и
сценических национальных костюмов;
- снабжение оборудованием кружков детского
художественного творчества;
- организация районных фестивалей и
смотров детского творчества;
- предоставление субсидий гражданам на
приобретение жилья;
- приобретение детской одежды и обуви
многодетным и малообеспеченным семьям;
- строительство объектов образования и
здравоохранения.
10. Содержание Дети Севера и коренных малочисленных
проблемы и народов проживают в экстремальных
обоснование природно-климатических условиях. Под
необходимости ее влиянием этих условий происходит
решения отставание возрастного развития иммунной
системы детей, растет количество
инфекционных заболеваний. Низкий уровень
жизни и наличие актуальных вопросов
состояния социальной сферы, включая
образование и культуру, требуют создания
дополнительных условий для нормального
развития этих детей со стороны
государственных органов программным
методом.
11. Объемы и Средства областного бюджета:
источники Всего (тыс. руб.) - 24973
финансирования в том числе по годам:
программы 2002 г. - 5020
(в ценах 2001 г. 2003 г. - 7150
с индексацией в 2004 г. - 7765
последующие годы) 2005 г. - 5038
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)
12. Прогноз ожидаемых - Улучшение здоровья детей, снижение
социально - детской заболеваемости и смертности;
экономических - повышение образовательного уровня детей
результатов в школах и интернатах;
реализации - обеспечение доступности детям
программы квалифицированной диагностической помощи,
услуг сферы образования и воспитания;
- снижение остроты социальных проблем
детства в периферийных населенных пунктах.
13. Механизм Финансирование отдельных мероприятий
реализации программы будет осуществляться путем
выделения субсидий и субвенций местным
бюджетам, субсидий гражданам на реализацию
целевых расходов и предоставления
средств областного бюджета в установленном
законодательством порядке ГУ "Управление
капитального строительства администрации
Иркутской области" на строительство
объектов общегражданского назначения,
включая разработку проектно-сметной
документации. Приобретение
оборудования или иного имущества будет
осуществляться путем заключения
государственных контрактов (договоров) в
установленном порядке.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)
14. Система В соответствии с областным
организации законодательством контроль за реализацией
контроля за программы осуществляется в пределах
исполнением полномочий Законодательным собранием
программы области, Контрольно-счетной палатой
области, Комитетом экономического
анализа и прогнозирования администрации
губернатора Иркутской области,
Главным финансовое управлением
Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области
от 22.06.2005 N 10/30-ЗС)
Предметом областной государственной социальной программы "Дети Севера и коренных малочисленных народов" (далее именуемой "Программа") является создание дополнительных условий для нормального разностороннего развития детей 40 периферийных населенных пунктов района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей с наиболее трудными условиями жизнеобеспечения и детей коренных малочисленных народов. Общая численность детей, на которых распространяется действие Программы, - около 6 тыс., в том числе 0,7 тыс. эвенков и тофаларов - представителей коренных малочисленных народов (КМН).
Населенные пункты, охватываемые Программой, по районам приводятся в приложении 1.
Низкий среднедушевой доход, высокий уровень безработицы, задержка выплаты заработной платы и детских пособий в этих местностях многие годы отрицательно отражались на положении детей в семьях. Комплекс серьезных проблем со здоровьем, нерешенные вопросы в обучении и приобщении к общей и физической культуре, низкий уровень подготовки выпускников школ и интернатов - все это требует внимания со стороны государства и реализации программных мероприятий для обеспечения нормального развития детей и подростков социально слабозащищенных категорий населения, проживающего в этих местностях.
Особое значение реализация Программы должна иметь для детей КМН, корреспондируя с целями Международного десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН на период 1995 - 2004 годы. В числе этих целей - защита прав коренных народов, сохранение и развитие этнических традиций, языка и культуры. Ситуация становления рыночных отношений, сложившаяся в местностях проживания КМН, характеризуется значительным ухудшением их социально - экономического и духовного состояния, поставила на грань борьбы за выживание, за сохранение особенностей их хозяйственного уклада и культуры. В этих сложных условиях задачи по поддержке и адаптации КМН, имеющих компактное (многосемейное) проживание более чем в 8 глубинных таежных поселениях, ложатся не только на федеральные, но и на региональные органы государственной власти и местное самоуправление в районах.
Для детей, проживающих в условиях экстремально дискомфортного климата, ограниченной транспортной доступности и отсутствия рынка труда у родителей, характерен очень высокий уровень заболеваемости - в 2,0 - 2,5 раза выше, чем в других районах или в среднем по области. Распространены аномалии развития, туберкулез, отиты, риниты, менингиты, болезни органов дыхания, стоматологические заболевания. В последние 10 лет упала рождаемость и увеличилась смертность. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья детей и подростков проводятся в недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств на выезды медицинских бригад, приобретение медикаментов. Высокие авиатарифы и ограниченность пользования зимником не позволяют вести регулярные медосмотры и профилактические мероприятия, что способствует распространению и таких заболеваний, как чесотка, гепатит и другие. Из-за недостатка врачей узких специальностей осмотры и лечение детей в периферийных населенных пунктах проводят педиатры или медицинские сестры. До 12% детей и подростков находится на диспансерном учете. На их обследование и лечение в районных и областных больницах у подавляющего большинства семей, имеющих среднедушевой доход 200 - 250 рублей в месяц, нет средств. Кроме того, под влиянием неблагоприятных условий Севера и высокогорья (в Саянах) у многих детей происходит отставание возрастного развития иммунной системы, а значительная часть территорий, особенно лесоболотных ландшафтов равнин, является очагами природных инфекций. Все это требует постоянного контроля за санитарно - эпидемиологическими условиями проживания и существенных дополнительных мер по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, в том числе детей - северян и детей коренных малочисленных народов.
Дисперсность системы расселения в труднодоступных поселениях - основная причина обучения детей преимущественно в малокомплектных и неполных школах, а также в школах - интернатах или в средних школах лишь в нескольких поселках. Выпускники последних имеют низкий уровень подготовки, не могут сдать вступительные экзамены и продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, получить профессию. Многие дети не учатся. Досуг детей не организован, зачастую они оказываются на улице. Это приводит к росту числа правонарушений, распространению алкоголизма среди подростков и наркомании.
Семьи в периферийных поселениях остро нуждаются не только в нормальных объектах здравоохранения и образования. Более половины из них живут в ветхих домах довоенной постройки. При вышеуказанном среднедушевом доходе многие из семей, особенно многодетные, нуждаются в поддержке приобретения или строительства жилья. В этой связи возможно решение жилищного вопроса для многодетных и других семей с детьми, относящимся к слабозащищенным категориям населения, путем предоставления субсидии на приобретение жилья, освобожденного переселенцами с Севера, в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Программа корреспондирует с федеральной целевой программой "Дети Севера" (2001 - 2002 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 в составе президентской программы "Дети России". Практически все разделы федеральной программы предусматривают использование средств не только федерального бюджета, но и долевое участие бюджетов субъектов Российской Федерации (в отношении 6:4), а пунктом 5 указанного постановления непосредственно рекомендовано органам исполнительной власти регионов "разработать и утвердить дополнительные мероприятия по улучшению положения детей". Опыт реализации федеральных программ показывает, что соответствующие средства федерального бюджета обоснованнее и полнее направляются в те субъекты Российской Федерации, где имеются и реализуются аналогичные региональные программы с привлечением своих средств.
На выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в 1999 - 2000 гг. из федерального бюджета на Иркутскую область было выделено и профинансировано 2739 тыс. рублей, в том числе:
1999 год - 763 тыс. рублей,
2000 год - 1976 тыс. рублей.
На 2001 год на выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в Иркутской области выделено лимитов в сумме 3800 тыс. рублей.
Создание необходимых условий и предоставление реальной поддержки актуальным направлениям развития детей в особо трудных условиях их проживания является государственной проблемой. Ее решение требует участия различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, межотраслевой координации их конкретных действий, а в целом - программного подхода и принятия соответствующих решений.
Целью Программы является обеспечение нормального развития детей в экстремальных условиях периферийных населенных пунктов северных территорий области, включая детей коренных малочисленных народов. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Улучшение профилактики заболеваний; развитие системы охраны здоровья детей; материальное содействие работе выездных медицинских бригад; оснащение детских отделений ЦРБ медицинским оборудованием; улучшение санитарно - гигиенических условий проживания детей дошкольного и школьного возраста.
2. Обеспечение условий обучения и воспитания детей: снабжение детских домов, школ - интернатов постельными принадлежностями; оснащение учебных спецкурсов инвентарем; финансовое и попечительское содействие подготовке национальных кадров из числа эвенков и тофаларов.
3. Развитие физической культуры и культурно - просветительной работы в целях формирования здорового образа жизни: организация художественных кружков и курсов народных ремесел; приобретение оборудования и материалов для кружков и курсов; проведение конкурсов и соревнований; организация участия детей в праздниках и фестивалях.
4. Улучшение условий проживания, материального положения многодетных и малообеспеченных семей с детьми: предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья (домов); обеспечение детской одеждой и обувью детей из многодетных и малообеспеченных семей.
5. Строительство социально значимых объектов образования и здравоохранения: обеспечение ввода в действие объектов образования и здравоохранения, входящих в федеральную целевую программу "Дети Севера" на 2001 - 2002 годы, строительство которых осуществляется с участием средств федерального бюджета.
Реализация областной государственной социальной Программы предусматривается в период с 2002 по 2005 год, в том числе по двум этапам: I - 2002 - 2003 годы, II - 2004 - 2005 годы.