ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2001 года N 12/24-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ СЕВЕРА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ

(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005 N 10/30-ЗС, с изм., внесенными Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз)


В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:


утвердить областную государственную социальную программу "Дети Севера и коренных малочисленных народов" на 2002 - 2005 годы (прилагается).


Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ






Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 28 ноября 2001 года
N 12/24-ЗС

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ СЕВЕРА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ областной программы "Дети Севера и коренных малочисленных народов"


1. Наименование         Областная государственная       социальная
   программы            программа    "Дети   Севера   и   коренных
                        малочисленных народов" на 2002 - 2005 гг.

2. Основание для        - Федеральная  целевая   программа   "Дети
   разработки программы Севера" на 2001 - 2002 годы,  утвержденная
                        постановлением  Правительства   Российской
                        Федерации   от   25.08.2000   N   625   "О
                        федеральных    целевых    программах    по
                        улучшению  положения  детей  в  Российской
                        Федерации на 2001 - 2002 годы";
                        - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
                        "О государственной социальной помощи";
                        - Федеральный закон от 30.04.1999 N  82-ФЗ
                        "О  гарантиях  прав коренных малочисленных
                        народов Российской Федерации";
                        - Бюджетный кодекс Российской Федерации;
                        - Устав Иркутской области.

3. Государственный      Администрация Иркутской  области
   заказчик программы

4. Ответственный        Департамент  по  делам    Севера
   исполнитель          администрации области
   программы
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)

5. Основной             Департамент  по  делам    Севера
   разработчик          администрации области
   программы
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)

6. Цель программы       Создание условий для нормального  развития
                        детей,    проживающих    в    периферийных
                        населенных  пунктах  северных   и   горных
                        территорий   области,   и  детей  коренных
                        малочисленных  народов.   Формирование   у
                        детей здорового образа жизни.

7. Задачи программы     - Улучшение профилактики заболеваний;
                        - развитие системы охраны здоровья;
                        - обеспечение    условий    обучения     и
                        воспитания детей;
                        - развитие    физической    культуры     и
                        культурно-просветительной работы;
                        - улучшение      условий       проживания,
                        материального   положения   многодетных  и
                        малообеспеченных семей с детьми;
                        - обеспечение  строительства  социально  -
                        значимых    объектов     образования     и
                        здравоохранения.

8. Сроки и этапы        2002 - 2005 годы
   реализации           I этап: 2002 - 2003 гг.
   программы            II этап: 2004 - 2005 гг.

9. Основные             - Обеспечение выездов медицинских бригад в
   мероприятия          периферийные  населенные  пункты  с  целью
   программы            профилактики заболеваний у детей;
                        - приобретение  для  детских отделений ЦРБ
                        медицинского оборудования и  лекарственных
                        препаратов;
                        - приобретение  для    школ-интернатов   и
                        детских домов постельных принадлежностей и
                        хозяйственных товаров;
                        - подготовка национальных кадров эвенков и
                        тофаларов;
                        - приобретение  спортивного  снаряжения  и
                        сценических национальных костюмов;
                        - снабжение оборудованием кружков детского
                        художественного творчества;
                        - организация    районных   фестивалей   и
                        смотров детского творчества;
                        - предоставление   субсидий  гражданам  на
                        приобретение жилья;

                        - приобретение   детской  одежды  и  обуви
                        многодетным и малообеспеченным семьям;
                        - строительство   объектов  образования  и
                        здравоохранения.

10. Содержание          Дети Севера   и   коренных   малочисленных
    проблемы и          народов проживают      в     экстремальных
    обоснование         природно-климатических    условиях.    Под
    необходимости ее    влиянием     этих    условий    происходит
    решения             отставание возрастного  развития  иммунной
                        системы     детей,    растет    количество
                        инфекционных заболеваний.  Низкий  уровень
                        жизни   и   наличие   актуальных  вопросов
                        состояния   социальной   сферы,    включая
                        образование  и культуру,  требуют создания
                        дополнительных  условий  для   нормального
                        развития    этих    детей    со    стороны
                        государственных    органов     программным
                        методом.

11. Объемы и            Средства областного бюджета:
    источники           Всего (тыс. руб.) - 24973
    финансирования      в том числе по годам:
    программы           2002 г. - 5020
    (в ценах 2001 г.    2003 г. - 7150
    с индексацией в     2004 г. - 7765
    последующие годы)   2005 г. - 5038
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)

12. Прогноз ожидаемых   - Улучшение   здоровья   детей,   снижение
    социально -         детской заболеваемости и смертности;
    экономических       - повышение образовательного уровня  детей
    результатов         в школах и интернатах;
    реализации          - обеспечение      доступности       детям
    программы           квалифицированной  диагностической помощи,
                        услуг сферы образования и воспитания;
                        - снижение   остроты   социальных  проблем
                        детства в периферийных населенных пунктах.

13. Механизм            Финансирование отдельных       мероприятий
    реализации          программы   будет   осуществляться   путем
                        выделения  субсидий  и  субвенций  местным
                        бюджетам, субсидий гражданам на реализацию
                        целевых       расходов  и   предоставления
                        средств областного бюджета в установленном
                        законодательством порядке  ГУ  "Управление
                        капитального  строительства  администрации
                        Иркутской    области"   на   строительство
                        объектов   общегражданского    назначения,
                        включая     разработку    проектно-сметной
                        документации.                 Приобретение
                        оборудования  или  иного  имущества  будет
                        осуществляться       путем      заключения
                        государственных контрактов  (договоров)  в
                        установленном порядке.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2005
N 10/30-ЗС)

14. Система             В соответствии         с         областным
    организации         законодательством  контроль за реализацией
    контроля за         программы   осуществляется   в    пределах
    исполнением         полномочий    Законодательным    собранием
    программы           области,    Контрольно-счетной     палатой
                        области,     Комитетом      экономического
                        анализа   и  прогнозирования администрации
                        губернатора        Иркутской      области,
                        Главным        финансовое      управлением
                        Иркутской области.
                        (в ред. постановления ЗС Иркутской области
                        от 22.06.2005 N 10/30-ЗС)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Предметом областной государственной социальной программы "Дети Севера и коренных малочисленных народов" (далее именуемой "Программа") является создание дополнительных условий для нормального разностороннего развития детей 40 периферийных населенных пунктов района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей с наиболее трудными условиями жизнеобеспечения и детей коренных малочисленных народов. Общая численность детей, на которых распространяется действие Программы, - около 6 тыс., в том числе 0,7 тыс. эвенков и тофаларов - представителей коренных малочисленных народов (КМН).

Населенные пункты, охватываемые Программой, по районам приводятся в приложении 1.

Низкий среднедушевой доход, высокий уровень безработицы, задержка выплаты заработной платы и детских пособий в этих местностях многие годы отрицательно отражались на положении детей в семьях. Комплекс серьезных проблем со здоровьем, нерешенные вопросы в обучении и приобщении к общей и физической культуре, низкий уровень подготовки выпускников школ и интернатов - все это требует внимания со стороны государства и реализации программных мероприятий для обеспечения нормального развития детей и подростков социально слабозащищенных категорий населения, проживающего в этих местностях.

Особое значение реализация Программы должна иметь для детей КМН, корреспондируя с целями Международного десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН на период 1995 - 2004 годы. В числе этих целей - защита прав коренных народов, сохранение и развитие этнических традиций, языка и культуры. Ситуация становления рыночных отношений, сложившаяся в местностях проживания КМН, характеризуется значительным ухудшением их социально - экономического и духовного состояния, поставила на грань борьбы за выживание, за сохранение особенностей их хозяйственного уклада и культуры. В этих сложных условиях задачи по поддержке и адаптации КМН, имеющих компактное (многосемейное) проживание более чем в 8 глубинных таежных поселениях, ложатся не только на федеральные, но и на региональные органы государственной власти и местное самоуправление в районах.

Для детей, проживающих в условиях экстремально дискомфортного климата, ограниченной транспортной доступности и отсутствия рынка труда у родителей, характерен очень высокий уровень заболеваемости - в 2,0 - 2,5 раза выше, чем в других районах или в среднем по области. Распространены аномалии развития, туберкулез, отиты, риниты, менингиты, болезни органов дыхания, стоматологические заболевания. В последние 10 лет упала рождаемость и увеличилась смертность. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья детей и подростков проводятся в недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств на выезды медицинских бригад, приобретение медикаментов. Высокие авиатарифы и ограниченность пользования зимником не позволяют вести регулярные медосмотры и профилактические мероприятия, что способствует распространению и таких заболеваний, как чесотка, гепатит и другие. Из-за недостатка врачей узких специальностей осмотры и лечение детей в периферийных населенных пунктах проводят педиатры или медицинские сестры. До 12% детей и подростков находится на диспансерном учете. На их обследование и лечение в районных и областных больницах у подавляющего большинства семей, имеющих среднедушевой доход 200 - 250 рублей в месяц, нет средств. Кроме того, под влиянием неблагоприятных условий Севера и высокогорья (в Саянах) у многих детей происходит отставание возрастного развития иммунной системы, а значительная часть территорий, особенно лесоболотных ландшафтов равнин, является очагами природных инфекций. Все это требует постоянного контроля за санитарно - эпидемиологическими условиями проживания и существенных дополнительных мер по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, в том числе детей - северян и детей коренных малочисленных народов.

Дисперсность системы расселения в труднодоступных поселениях - основная причина обучения детей преимущественно в малокомплектных и неполных школах, а также в школах - интернатах или в средних школах лишь в нескольких поселках. Выпускники последних имеют низкий уровень подготовки, не могут сдать вступительные экзамены и продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, получить профессию. Многие дети не учатся. Досуг детей не организован, зачастую они оказываются на улице. Это приводит к росту числа правонарушений, распространению алкоголизма среди подростков и наркомании.

Семьи в периферийных поселениях остро нуждаются не только в нормальных объектах здравоохранения и образования. Более половины из них живут в ветхих домах довоенной постройки. При вышеуказанном среднедушевом доходе многие из семей, особенно многодетные, нуждаются в поддержке приобретения или строительства жилья. В этой связи возможно решение жилищного вопроса для многодетных и других семей с детьми, относящимся к слабозащищенным категориям населения, путем предоставления субсидии на приобретение жилья, освобожденного переселенцами с Севера, в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Программа корреспондирует с федеральной целевой программой "Дети Севера" (2001 - 2002 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 в составе президентской программы "Дети России". Практически все разделы федеральной программы предусматривают использование средств не только федерального бюджета, но и долевое участие бюджетов субъектов Российской Федерации (в отношении 6:4), а пунктом 5 указанного постановления непосредственно рекомендовано органам исполнительной власти регионов "разработать и утвердить дополнительные мероприятия по улучшению положения детей". Опыт реализации федеральных программ показывает, что соответствующие средства федерального бюджета обоснованнее и полнее направляются в те субъекты Российской Федерации, где имеются и реализуются аналогичные региональные программы с привлечением своих средств.

На выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в 1999 - 2000 гг. из федерального бюджета на Иркутскую область было выделено и профинансировано 2739 тыс. рублей, в том числе:

1999 год - 763 тыс. рублей,

2000 год - 1976 тыс. рублей.

На 2001 год на выполнение федеральной целевой программы "Дети Севера" в Иркутской области выделено лимитов в сумме 3800 тыс. рублей.

Создание необходимых условий и предоставление реальной поддержки актуальным направлениям развития детей в особо трудных условиях их проживания является государственной проблемой. Ее решение требует участия различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, межотраслевой координации их конкретных действий, а в целом - программного подхода и принятия соответствующих решений.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ


Целью Программы является обеспечение нормального развития детей в экстремальных условиях периферийных населенных пунктов северных территорий области, включая детей коренных малочисленных народов. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Улучшение профилактики заболеваний; развитие системы охраны здоровья детей; материальное содействие работе выездных медицинских бригад; оснащение детских отделений ЦРБ медицинским оборудованием; улучшение санитарно - гигиенических условий проживания детей дошкольного и школьного возраста.

2. Обеспечение условий обучения и воспитания детей: снабжение детских домов, школ - интернатов постельными принадлежностями; оснащение учебных спецкурсов инвентарем; финансовое и попечительское содействие подготовке национальных кадров из числа эвенков и тофаларов.

3. Развитие физической культуры и культурно - просветительной работы в целях формирования здорового образа жизни: организация художественных кружков и курсов народных ремесел; приобретение оборудования и материалов для кружков и курсов; проведение конкурсов и соревнований; организация участия детей в праздниках и фестивалях.

4. Улучшение условий проживания, материального положения многодетных и малообеспеченных семей с детьми: предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья (домов); обеспечение детской одеждой и обувью детей из многодетных и малообеспеченных семей.

5. Строительство социально значимых объектов образования и здравоохранения: обеспечение ввода в действие объектов образования и здравоохранения, входящих в федеральную целевую программу "Дети Севера" на 2001 - 2002 годы, строительство которых осуществляется с участием средств федерального бюджета.

Реализация областной государственной социальной Программы предусматривается в период с 2002 по 2005 год, в том числе по двум этапам: I - 2002 - 2003 годы, II - 2004 - 2005 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»