Основной целью Программы является: восстановление сельскохозяйственного производства, вывод всех его отраслей на рентабельное производство, обеспечения потребности области в продовольственном и сельскохозяйственном сырье, совершенствование экономических и земельных отношений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Стабилизация и рост производства сельскохозяйственной продукции.
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточное обеспечение собственными оборотными и денежными средствами, приводит к ухудшению финансовой ситуации и к сокращению сельхозпроизводства.
По сравнению с 1991 годом объем валовой продукции во всех категориях хозяйств уменьшился на 20%.
2. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
В 2000 году уровень рентабельности производства от результатов хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве области составил +10,0%, для расширенного производства в сельском хозяйстве уровень рентабельности должен быть не менее 65%.
3. Развитие предпринимательства и многоукладности экономики в аграрном секторе.
В ходе проведения аграрной реформы, в основном, многоукладная экономика в агропромышленном комплексе сложилась. В соответствии с законодательными актами большинство хозяйств определили свой организационно-правовой статус и порядок функционирования различных форм собственности и форм хозяйствования, могут самостоятельно определять структуру и объемы производства, распоряжаться произведенной продукцией.
4. Интеграция и кооперация агропромышленного производства.
В результате условий приватизации обслуживающих и перерабатывающих организаций сельхозтоваропроизводители оказались в тисках торговых и промышленных монополий. Особенно это сказалось на снижении закупочных цен на сельхозпродукцию. В связи с этим доля доходов сельхозпроизводителей в конечной цене реализации от переработки продукции сократилась в 1,5 - 2 раза.
В этих целях на базе крупных промышленных и перерабатывающих организаций создаются на условиях совместной деятельности с сельхозтоваропроизводителями объединения на принципах долевого участия в формировании доходов. Интенсификация этой работы - один из главных путей стабилизации состояния дел в АПК области.
5. Эффективная, адресная экономическая и финансовая государственная поддержка всех форм хозяйствования.
Продолжает сокращаться поддержка из областного бюджета. В 1991 году было выделено на сельское хозяйство 39% от расходной части бюджета, в 2000 году выделено около 5%. В то же время практически прекращено финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета.
Учитывая негативные последствия кризиса для сельского хозяйства необходимо осуществление следующих мер:
- сохранить на 2002 - 2005 годы меры государственной поддержки сельского хозяйства за счет средств областного бюджета и сформировать эффективный механизм их использования сельхозтоваропроизводителями;
- ежегодно размещать государственный заказ на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции в региональный фонд зерна и продовольствия на конкурсной основе, предусмотрев для этих целей в областном бюджете средства на поставку продукции по заключенным договорам;
- выделение бюджетных кредитов под сезонные затраты сельским товаропроизводителям всех форм собственности;
- привлечение инвестиций под программы развития сельскохозяйственного производства;
- предусмотреть в резервном фонде средства для покрытия ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить выделение средств из областного бюджета с ростом по годам не менее чем на 3% выше официального уровня инфляции.