Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ (с изменениями на: 16.02.2005)

VII. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Кадровый потенциал АПК области формируется в условиях острого социально-демографического кризиса. Неуклонно снижается рождаемость, в то же время растет смертность сельского населения, естественный прирост сменился его естественной убылью. Продолжается отток молодежи из села, что отрицательно сказывается на воспроизводстве трудовых ресурсов. На престижность труда работников сельскохозяйственного производства оказывают негативное влияние тяжелые условия и низкий уровень оплаты труда. Усугубляется положение в социальной сфере, обусловленное нехваткой жилья, неразвитостью социальной инфраструктуры, низким уровнем ее инженерного обеспечения, что сдерживает приток и закрепление кадров на селе.

И как результат, сельское население стареет, численность его снижается. По состоянию на 01.01.2001 оно составило 558 тыс. человек или 20% от всего населения области. В общественном секторе сельскохозяйственного производства было занято 65,3 тыс. человек, что составляет 12%. К уровню 1990 года этот показатель снизился на 40%. Еще 206 тыс. человек трудится в личных подсобных хозяйствах и КФХ. В ряде сельскохозяйственных районов остается высоким уровень безработицы, более 30% безработных составляет молодежь.

Наметившаяся тенденция по стабилизации сельскохозяйственного производства предполагает рост потребности в кадрах и в первую очередь специалистов. Обеспеченность ими в настоящее время составила 94%. Снижается их образовательный уровень. Специалистов с высшим образованием всего лишь 37%, со средним специальным - 45%, практиков на должности специалистов - 18%. Многие хозяйства области испытывают дефицит в механизаторах и других квалифицированных рабочих, особенно таких профессий, как токарь, электрик, газоэлектросварщик, машинист котельных установок и т.д. Остается низким уровень их квалификации.

Продолжающийся процесс реформирования и реорганизации сельскохозяйственных организаций, переход на работу в условиях рыночной экономики, выборность руководителей хозяйств обусловили их высокую сменяемость. За последние 9 лет руководящий корпус практически полностью обновился, при этом каждый четвертый руководитель был освобожден от занимаемой должности как необеспечивший руководство. Снижается уровень их профессиональной подготовки. Руководителей с высшим образованием всего лишь 74%, практиков, не имеющих специальной подготовки и управленческих навыков, - 13%.

Главной задачей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" является формирование кадрового потенциала, соответствующего в профессиональном и деловом отношении задачам аграрных преобразований на селе, создание условий для его полной занятости и эффективного использования. Ее выполнение будет осуществляться по следующим направлениям:

- совершенствование подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием за счет улучшения качества обучения, перехода на новые специальности и специализации с учетом потребности на рынке труда, оказание содействия в их трудоустройстве и закреплении на производстве;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов органов управления АПК, сельскохозяйственных организаций, организаций в аграрных образовательных учреждениях, а также на выездных районных (кустовых) семинарах по актуальным проблемам рыночной экономики и развития АПК области;

- подготовка резерва, повышение квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций по совместной программе с Российской академией кадрового обеспечения Минсельхоза России и других учебных заведений в стране и за рубежом;

- выделение субсидий на подготовку, переподготовку и повышение квалификации механизаторов, других кадров массовых профессий в ПТУ, курсовой сети, на рабочих местах;

- укрепление учебно-материальной базы аграрных образовательных учреждений и их учебно-производственных хозяйств, обеспечение социальной защиты студентов и преподавательских кадров, повышение их интеллектуального уровня путем улучшения финансирования аграрных образовательных учреждений за счет бюджетных (субвенции) и внебюджетных средств;

- совершенствование общего и профессионального образования в сельских школах, повышение уровня торгового, бытового, медицинского и культурного обслуживания сельского населения за счет целевой контрактной подготовки кадров сельской интеллигенции;

- осуществление мероприятий по снижению уровня безработицы на селе, обеспечение полной занятости сельского населения путем сохранения и создания новых рабочих мест за счет строительства в сельскохозяйственных организациях цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, создания организаций по сервисному обслуживанию сельских жителей, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан по совместной программе с Департаментом Федеральной службы занятости населения по Иркутской области.

В результате осуществления намеченных мер за этот период для агропромышленного комплекса области будет подготовлено молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием 1180 человек, управленческих кадров (резерв руководителей) - 90 человек, глав крестьянских (фермерских) хозяйств - 60 человек, кадров массовых профессий - 200 человек. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации пройдут 3000 руководителей и специалистов, 2000 человек из числа рабочих кадров. Кроме того, в сельских общеобразовательных школах будет подготовлено 2200 механизаторов и 100 мастеров машинного доения.

В установленном законодательством порядке организовать строительство жилья на селе. Финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий предполагает использование как бюджетных (субвенции), так и внебюджетных источников финансирования.