Начатые в начале 90-х годов реформы продолжаются в условиях стабилизации и постепенного восстановления утраченных позиций в агропромышленном комплексе области, завершившихся внешних преобразований колхозов и совхозов в новые типы хозяйствующих субъектов на основе частной собственности (в основном акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы).
На программный период основной задачей остается углубление начатых в аграрном секторе экономики преобразований, направленных на совершенствование внутреннего механизма хозяйствования в сельскохозяйственных организациях, приспособленного для эффективного функционирования в условиях рыночной экономики.
Главными задачами, поставленными в программный период, являются:
1. Реформирование хозяйств в целях создания эффективных сельскохозяйственных производственных структур.
2. Содействие в проведении правового статуса производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов.
3. Ускорение земельной реформы (формирование рынка сельскохозяйственных земель, юридическое оформление прав собственников и пользователей земли).
4. Интеграция и кооперация крупных сельскохозяйственных организаций промышленного типа, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными организациями в целях создания для первых собственной сырьевой базы, восстановления пашни, животноводства и улучшения социальных условий для работников села.
Продолжить эксперимент по реорганизации сельскохозяйственного производства и созданию открытых акционерных обществ с участием в уставном капитале средств областного и районного бюджетов.
5. Создание эффективного механизма управления в сельхозорганизациях за счет оптимизации аппаратов управления, назначение на управленческие должности специально подготовленных профессионалов.
6. Обеспечение финансового оздоровления низкорентабельных и убыточных сельскохозяйственных организаций с помощью проведения комплекса организационно-экономических мероприятий по выводу организаций из кризиса.
7. Организация и проведение соответствующих оздоровительных или ликвидационных процедур в отношении хронически убыточных сельскохозяйственных организаций, а также реорганизация и вывод из кризиса социально значимых предприятий АПК, которые не в состоянии провести реструктуризацию в соответствии с действующим законодательством.
8. Оплата труда и материальное стимулирование работников АПК должны быть направлены на получение наибольшего количества продукции с наименьшими затратами, способствовать выявлению и использованию имеющихся резервов повышения продуктивности и урожайности, укреплению внутрихозяйственного расчета, сочетанию личных интересов работников с интересами развития общественного производства, что в конечном итоге обеспечит ведение расширенного воспроизводства за счет собственных средств и даст возможность погасить имеющуюся задолженность по заработной плате.
В структуре доходов работника должно произойти существенное изменение в сторону увеличения доли стимулирующих выплат.
Одним из стимулов мотивации труда должно стать трудовое соперничество.
Реализация программных мероприятий обеспечит улучшение управляемости производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономического состояния сельхозорганизаций, холдинговых компаний, агропромышленных объединений и в конечном результате повышение социального уровня сельского населения.