ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2002 года N 19/27-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2002 - 2004 ГГ.
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 20.03.2003 N 26/25-ЗС, от 25.06.2003 N 29/21-ЗС, от 30.10.2003 N 31/9-ЗС, от 18.11.2004 N 2/55-ЗС)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "Дети-сироты" на 2002 - 2004 гг. (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
С.И.ШИШКИН
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2002 - 2004 ГГ.
Наименование программы "Дети-сироты" на 2002 - 2004
годы."
Дата и номер нормативного Распоряжение главы администрации
акта о разработке программы области от 24.07.2001 N 328-рг
Наименование, дата и номер
нормативного акта об
утверждении программы
Государственный заказчик Администрация Иркутской области.
программы
Ответственный исполнитель Главное управление общего и
программы профессионального образования
администрации области.
Основные разработчики Главное управление общего и
программы профессионального образования,
Управление социальной защиты
населения администрации области,
Комитет здравоохранения
администрации области.
Основная цель программы Предупреждение сиротства и
создание условий для полноценной
жизни детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей.
Основные задачи программы Своевременное выявление детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации и оказание им
соответствующей специализированной
помощи; развитие новых форм
семейного устройства детей и
увеличение числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, передаваемых в семьи;
расширение сети инновационных
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, создание условий для
всестороннего развития; повышение
качества подготовки выпускников
образовательных учреждений
интернатного типа для детей -
сирот.
Сроки и этапы реализации Сроки реализации программы 2002 -
программы 2004 годы
Первый этап - 2002 г. Работа по
формированию системы оказания
помощи и поддержки детям,
оставшимся без попечения
родителей. Создание условий для их
жизненного обустройства.
Второй этап - 2003 г. Углубление
процессов реформирования
учреждений для детей - сирот с
целью их адаптации и интеграции в
обществе.
Третий этап - 2004 г. Повышение
качества подготовки выпускников
учреждений для детей-сирот, их
жизненное и профессиональное
самоопределение.
Перечень подпрограмм и 1. Предупреждение сиротства,
основных мероприятий выявление, устройство и охрана
прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей.
2. Реформирование системы
обеспечения жизнедеятельности
воспитания и обучения детей -
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
3. Ресурсное обеспечение
учреждений для детей-сирот,
новых технологий, поддержка
инновационных проектов.
4. Капитальное строительство,
реконструкция и капитальный
ремонт.
Исполнители подпрограмм Главное управление общего и
и основных мероприятий профессионального образования,
Управление социальной защиты
населения, Комитет здравоохранения
администрации области.
Объемы и источники Финансирование программы
финансирования предусматривается за счет средств
областного бюджета. Для реализации
программы необходимо
финансирование в сумме 171,270
млн. рублей, в том числе:
в 2002 году - 6,930
в 2003 году - 92,638
в 2004 году - 71,702
Финансирование за счет средств
федерального бюджета - 22,850 млн.
рублей, в том числе:
2002 г. - 20,910
2003 г. - 0,970
2004 г. - 0,970
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий программы
результаты реализации позволит сформировать систему
программы своевременного выявления,
устройства, охрану прав и
социальных гарантий детей,
оставшихся без попечения
родителей, реформировать
учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, с целью повышения
качества работы и создания условий
для подготовки воспитанников к
самостоятельной жизни и труду.
Система организации и Мероприятия реализуются ГлавУОиПО
контроля за исполнением во взаимодействии с Управлением
программы социальной защиты населения
администрации области, Комитетом
здравоохранения администрации
области. В соответствии с
законодательством, контроль за
реализацией программы осуществляет
в пределах полномочий
Законодательное собрание области
непосредственно и через Контрольно
- счетную палату, а также Главное
финансовое управление и
департамент инвестиционной
политики администрации области
в установленном порядке.
В условиях нестабильного социально-экономического развития в Иркутской области наблюдается снижение жизненного уровня населения. Безработица и падение моральных нравов способствуют росту неблагополучных семей, что в свою очередь ведет к увеличению численности беспризорных детей, многие из которых в дальнейшем становятся сиротами. Социальное сиротство становится повсеместным явлением в обществе. За последние пять лет свыше 16 тысяч детей и подростков лишились родительского попечения, из них 90% при живых родителях. Перед органами исполнительной власти стоит постоянная задача устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В области растет сеть учреждений государственного содержания детей - сирот, приютов и учреждений временного содержания. Численность воспитанников детских домов и школ - интернатов, начиная с 1997 года, увеличилась на 11,4% и составляет на 01.01.2002 4271 человек, а количество самих детских домов и школ - интернатов выросло с 23 до 32.
Детские дома и школы - интернаты переполнены. Социальные приюты и социально-реабилитационные центры, дома ребенка фактически выполняют функции учреждений государственного содержания детей - сирот.
В настоящее время нуждаются в устройстве в детские дома и школы - интернаты 1808 детей, из них 253 имеют отклонения в умственном развитии и должны быть определены в специальные (коррекционные) школы.
Для предупреждения социального сиротства, оказания социальной помощи и поддержки престижа семьи назрела необходимость оптимизации структур, занимающихся проблемами семьи и детства. Существует потребность в открытии центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям, центров защиты прав материнства и детства и т.д.
В целом ежегодно из числа выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, 35 - 40% устраиваются в интернатные учреждения, 50% передаются под опеку и попечительство.
Из-за сложных социально-экономических условий и снижения благосостояния семей в области уменьшается число детей, усыновляемых гражданами.
В 2001 году всего было усыновлено 214 человек, что на 26,2% меньше, чем в 1997 году. Существует необходимость упорядочения системы усыновления детей, дальнейшей работы по формированию банка данных о детях - сиротах и потенциальных усыновителях.
Действующая система работы органов опеки и попечительства требует коренной перестройки и кадрового укрепления. Согласно постановлению Правительства РФ от 14 мая 2001 года N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть введение в каждом органе местного самоуправления штатной должности специалиста по охране прав ребенка, не менее одного специалиста на 5 тыс. детей. Основное внимание должно быть направлено на подбор потенциальных родителей, систематическую работу с ними по созданию комфортных условий проживания детей - сирот в семьях, на создание системы психологической и педагогической подготовки усыновителей, опекунов, приемных родителей и обеспечения социально-психологической поддержки этих семей.
Развитие институтов приемной семьи и семейных детских домов сдерживается отсутствием средств в бюджетах большинства территорий области. Формы патронатного устройства детей - сирот в семьи требуют нормативно-правового обоснования.
Приемная семья, семейный детский дом, патронатная форма устройства детей - сирот в семьи являются экономически выгодными и педагогически оправданными как для детей, так и для государства.
Рост числа детей, нуждающихся в поддержке государства, ставит новые задачи перед учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты. Появляется потребность в поиске новых форм и способов оказания специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям - сиротам, создании инновационных учреждений интернатного типа. Существует необходимость обновления содержания обучения, воспитания и развития детей - сирот, находящихся в интернатных учреждениях, с учетом их физического и психического состояния, для обеспечения социализации и адаптации в обществе. Решение данных проблем требует разработки научно-методических основ профессионального и жизненного самоопределения, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения.
Большинство учреждений для детей - сирот нуждается в укреплении материальной базы. Практически все они расположены в приспособленных зданиях, требуют капитального ремонта, реконструкции и строительства новых помещений для решения педагогических и хозяйственных задач. Велика потребность оснащения интернатных учреждений оборудованием для трудовой подготовки и профессиональной ориентации, компьютерной техникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой, медицинским и другим оборудованием.
В области существует проблема обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, т.к. 42 процента от общего их числа не имеют закрепленного жилья. Немало выпускников детских домов и школ - интернатов, профессиональных учебных заведений по этой причине не могут трудоустроиться, организовать свой быт, вследствие чего начинают вести аморальный образ жизни.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Иркутской области (Постановление исполкома областного Совета народных депутатов от 01.04.1991 N 180) в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть приведены в соответствие с новой редакцией ст. 37 ЖК РСФСР. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот из числа выпускников различных учреждений образования, социальной защиты существует потребность в целевом финансировании из областного бюджета приобретения и строительства жилья.
Для улучшения положения детей-сирот необходимо принятие целевой программы, координирующей деятельность органов образования, социальной защиты и здравоохранения и направленной на поддержку престижа семьи, развитие форм семейного устройства детей-сирот, развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и охрану их прав.
Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование системы своевременного выявления и поддержки детей, нуждающихся в помощи государства;
- развитие системы учреждений государственного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- внедрение новых форм семейного устройства и воспитания детей-сирот;
- расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внедрение в их деятельность новых технологий, обеспечивающих условия для развития и жизненного самоопределения воспитанников;
- обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилыми помещениями;
- укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот.
Первый этап - 2002 г. Формирование системы своевременного выявления и поддержки детей, нуждающихся в поддержке государства, на основе создания оптимальных моделей взаимодействия органов управления образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Работа по совершенствованию системы учета детей-сирот и созданию банка данных потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей и т.д. Развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т.п.) и системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
Второй этап - 2003 год. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, создание новых видов и форм учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение инновационных проектов и новых технологий работы с детьми-сиротами по их подготовке к самостоятельной жизни и труду. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогических работников интернатных учреждений.