ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2002 года N 19/27-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2002 - 2004 ГГ.

(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 20.03.2003 N 26/25-ЗС, от 25.06.2003 N 29/21-ЗС, от 30.10.2003 N 31/9-ЗС, от 18.11.2004 N 2/55-ЗС)

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:

утвердить областную государственную целевую программу "Дети-сироты" на 2002 - 2004 гг. (прилагается).

Председатель
Законодательного собрания
С.И.ШИШКИН

     




Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 мая 2002 года
N 19/27-ЗС



 ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2002 - 2004 ГГ.  

ПАСПОРТ Областной государственной целевой программы "Дети-сироты" на 2002 - 2004 годы

      
Наименование программы          "Дети-сироты"   на    2002  - 2004
                                годы."

Дата и номер нормативного       Распоряжение главы   администрации
акта о разработке программы     области от 24.07.2001 N 328-рг

Наименование, дата и номер
нормативного акта об
утверждении программы

Государственный заказчик        Администрация Иркутской области.
программы

Ответственный исполнитель       Главное управление     общего    и
программы                       профессионального      образования
                                администрации области.

Основные разработчики           Главное управление     общего    и
программы                       профессионального     образования,
                                Управление    социальной    защиты
                                населения  администрации  области,
                                Комитет            здравоохранения
                                администрации области.

Основная цель программы         Предупреждение сиротства         и
                                создание условий  для  полноценной
                                жизни     детей-сирот   и   детей,
                                оставшихся      без      попечения
                                родителей.

Основные задачи программы       Своевременное выявление     детей,
                                оказавшихся  в  трудной  жизненной
                                ситуации     и     оказание     им
                                соответствующей специализированной
                                помощи;    развитие   новых   форм
                                семейного   устройства   детей   и
                                увеличение   числа   детей-сирот и
                                детей,  оставшихся  без  попечения
                                родителей,  передаваемых  в семьи;
                                расширение   сети    инновационных
                                учреждений   для   детей-сирот   и
                                детей,  оставшихся  без  попечения
                                родителей,  создание  условий  для
                                всестороннего развития;  повышение
                                качества   подготовки  выпускников
                                образовательных         учреждений
                                интернатного   типа  для  детей  -
                                сирот.

Сроки и этапы реализации        Сроки реализации  программы 2002 -
программы                       2004 годы
                                Первый этап  -  2002 г.  Работа по
                                формированию   системы    оказания
                                помощи    и    поддержки    детям,
                                оставшимся      без      попечения
                                родителей. Создание условий для их
                                жизненного обустройства.
                                Второй этап  - 2003 г.  Углубление
                                процессов           реформирования
                                учреждений  для  детей  -  сирот с
                                целью их адаптации и интеграции  в
                                обществе.
                                Третий этап  -  2004 г.  Повышение
                                качества  подготовки   выпускников
                                учреждений   для  детей-сирот,  их
                                жизненное    и    профессиональное
                                самоопределение.

Перечень подпрограмм и          1. Предупреждение       сиротства,
основных мероприятий            выявление,   устройство  и  охрана
                                прав  детей-сирот     и     детей,
                                оставшихся      без      попечения
                                родителей.
                                2. Реформирование          системы

                                обеспечения      жизнедеятельности
                                воспитания  и  обучения  детей   -
                                сирот   и  детей,  оставшихся  без
                                попечения родителей.
                                3. Ресурсное           обеспечение
                                учреждений    для     детей-сирот,
                                новых     технологий,    поддержка
                                инновационных проектов.
                                4. Капитальное      строительство,
                                реконструкция    и     капитальный
                                ремонт.

Исполнители подпрограмм         Главное управление    общего     и
и основных мероприятий          профессионального     образования,
                                Управление    социальной    защиты
                                населения, Комитет здравоохранения
                                администрации области.

Объемы и источники              Финансирование           программы
финансирования                  предусматривается  за счет средств
                                областного бюджета. Для реализации
                                программы               необходимо
                                финансирование  в  сумме   171,270
                                млн. рублей, в том числе:
                                в 2002 году - 6,930
                                в 2003 году - 92,638
                                в 2004 году - 71,702
                                Финансирование за   счет   средств
                                федерального бюджета - 22,850 млн.
                                рублей, в том числе:
                                2002 г. - 20,910
                                2003 г. - 0,970
                                2004 г. - 0,970

Ожидаемые конечные              Реализация мероприятий   программы
результаты реализации           позволит   сформировать    систему
программы                       своевременного          выявления,
                                устройства,    охрану    прав    и
                                социальных     гарантий     детей,
                                оставшихся      без      попечения
                                родителей,           реформировать
                                учреждения   для    детей-сирот  и
                                детей,  оставшихся  без  попечения
                                родителей,  с   целью    повышения
                                качества работы и создания условий
                                для  подготовки  воспитанников   к
                                самостоятельной жизни и труду.

Система организации и           Мероприятия реализуются  ГлавУОиПО
контроля за исполнением         во  взаимодействии  с  Управлением
программы                       социальной     защиты    населения
                                администрации  области,  Комитетом
                                здравоохранения      администрации
                                области.    В    соответствии    с
                                законодательством,   контроль   за
                                реализацией программы осуществляет
                                в        пределах       полномочий
                                Законодательное собрание   области
                                непосредственно и через Контрольно
                                - счетную палату,  а также Главное
                                финансовое       управление      и
                                департамент         инвестиционной
                                политики   администрации   области
                                в установленном порядке.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


В условиях нестабильного социально-экономического развития в Иркутской области наблюдается снижение жизненного уровня населения. Безработица и падение моральных нравов способствуют росту неблагополучных семей, что в свою очередь ведет к увеличению численности беспризорных детей, многие из которых в дальнейшем становятся сиротами. Социальное сиротство становится повсеместным явлением в обществе. За последние пять лет свыше 16 тысяч детей и подростков лишились родительского попечения, из них 90% при живых родителях. Перед органами исполнительной власти стоит постоянная задача устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В области растет сеть учреждений государственного содержания детей - сирот, приютов и учреждений временного содержания. Численность воспитанников детских домов и школ - интернатов, начиная с 1997 года, увеличилась на 11,4% и составляет на 01.01.2002 4271 человек, а количество самих детских домов и школ - интернатов выросло с 23 до 32.

Детские дома и школы - интернаты переполнены. Социальные приюты и социально-реабилитационные центры, дома ребенка фактически выполняют функции учреждений государственного содержания детей - сирот.

В настоящее время нуждаются в устройстве в детские дома и школы - интернаты 1808 детей, из них 253 имеют отклонения в умственном развитии и должны быть определены в специальные (коррекционные) школы.

Для предупреждения социального сиротства, оказания социальной помощи и поддержки престижа семьи назрела необходимость оптимизации структур, занимающихся проблемами семьи и детства. Существует потребность в открытии центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям, центров защиты прав материнства и детства и т.д.

В целом ежегодно из числа выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, 35 - 40% устраиваются в интернатные учреждения, 50% передаются под опеку и попечительство.

Из-за сложных социально-экономических условий и снижения благосостояния семей в области уменьшается число детей, усыновляемых гражданами.

В 2001 году всего было усыновлено 214 человек, что на 26,2% меньше, чем в 1997 году. Существует необходимость упорядочения системы усыновления детей, дальнейшей работы по формированию банка данных о детях - сиротах и потенциальных усыновителях.

Действующая система работы органов опеки и попечительства требует коренной перестройки и кадрового укрепления. Согласно постановлению Правительства РФ от 14 мая 2001 года N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть введение в каждом органе местного самоуправления штатной должности специалиста по охране прав ребенка, не менее одного специалиста на 5 тыс. детей. Основное внимание должно быть направлено на подбор потенциальных родителей, систематическую работу с ними по созданию комфортных условий проживания детей - сирот в семьях, на создание системы психологической и педагогической подготовки усыновителей, опекунов, приемных родителей и обеспечения социально-психологической поддержки этих семей.

Развитие институтов приемной семьи и семейных детских домов сдерживается отсутствием средств в бюджетах большинства территорий области. Формы патронатного устройства детей - сирот в семьи требуют нормативно-правового обоснования.

Приемная семья, семейный детский дом, патронатная форма устройства детей - сирот в семьи являются экономически выгодными и педагогически оправданными как для детей, так и для государства.

Рост числа детей, нуждающихся в поддержке государства, ставит новые задачи перед учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты. Появляется потребность в поиске новых форм и способов оказания специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям - сиротам, создании инновационных учреждений интернатного типа. Существует необходимость обновления содержания обучения, воспитания и развития детей - сирот, находящихся в интернатных учреждениях, с учетом их физического и психического состояния, для обеспечения социализации и адаптации в обществе. Решение данных проблем требует разработки научно-методических основ профессионального и жизненного самоопределения, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения.

Большинство учреждений для детей - сирот нуждается в укреплении материальной базы. Практически все они расположены в приспособленных зданиях, требуют капитального ремонта, реконструкции и строительства новых помещений для решения педагогических и хозяйственных задач. Велика потребность оснащения интернатных учреждений оборудованием для трудовой подготовки и профессиональной ориентации, компьютерной техникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой, медицинским и другим оборудованием.

В области существует проблема обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, т.к. 42 процента от общего их числа не имеют закрепленного жилья. Немало выпускников детских домов и школ - интернатов, профессиональных учебных заведений по этой причине не могут трудоустроиться, организовать свой быт, вследствие чего начинают вести аморальный образ жизни.

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Иркутской области (Постановление исполкома областного Совета народных депутатов от 01.04.1991 N 180) в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть приведены в соответствие с новой редакцией ст. 37 ЖК РСФСР. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот из числа выпускников различных учреждений образования, социальной защиты существует потребность в целевом финансировании из областного бюджета приобретения и строительства жилья.

Для улучшения положения детей-сирот необходимо принятие целевой программы, координирующей деятельность органов образования, социальной защиты и здравоохранения и направленной на поддержку престижа семьи, развитие форм семейного устройства детей-сирот, развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и охрану их прав.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ


Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование системы своевременного выявления и поддержки детей, нуждающихся в помощи государства;

- развитие системы учреждений государственного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- внедрение новых форм семейного устройства и воспитания детей-сирот;

- расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внедрение в их деятельность новых технологий, обеспечивающих условия для развития и жизненного самоопределения воспитанников;

- обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилыми помещениями;

- укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот.

Первый этап - 2002 г. Формирование системы своевременного выявления и поддержки детей, нуждающихся в поддержке государства, на основе создания оптимальных моделей взаимодействия органов управления образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Работа по совершенствованию системы учета детей-сирот и созданию банка данных потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей и т.д. Развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т.п.) и системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

Второй этап - 2003 год. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, создание новых видов и форм учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение инновационных проектов и новых технологий работы с детьми-сиротами по их подготовке к самостоятельной жизни и труду. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогических работников интернатных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»