Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С 2004 ПО 2006 ГОД" (с изменениями на: 24.05.2006)

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ


Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики Иркутской области обусловлено высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных для муниципалитетов вариантов решения проблемы снижения издержек при производстве тепловой энергии. Высокая степень износа основных фондов по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной теплоэнергетики - все эти факторы вызывают угрозу возникновения крупномасштабных аварийных ситуаций, снижают надежность теплоснабжения населенных пунктов и ведут к разбалансированности экономики отрасли.

Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности объектов коммунальной теплоэнергетики требует значительных капитальных вложений, инвестирование которых должно носить плановый, системный характер.

Опыт реализации программы "Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 г." и анализ сформировавшейся в последние годы ситуации в коммунальной теплоэнергетике области показали, что фактическая ежегодная потребность в инвестиционных ресурсах составляет не менее 430 млн. руб. Однако ограниченность средств областного бюджета не позволяет ориентироваться на покрытие необходимых для устойчивого функционирования объектов коммунальной теплоэнергетики области затрат за счет областных средств.

Вариантом выхода из сложившейся ситуации является либо частичное субсидирование проектов с условием долевого участия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, либо целевое кредитование, либо организация схемы лизинга дорогостоящего теплоэнергетического оборудования. Перечисленные выше схемы финансовых взаимоотношений могут быть применимы только в случае высокой экономической эффективности мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной теплоэнергетики.

Наиболее перспективными в этом смысле являются мероприятия по замене жидкого топлива (мазут, нефть) на более дешевые виды топлива - уголь, отходы деревопереработки.

Сформировавшаяся в настоящее время динамика повышения цен на жидкие энергоносители ставит под угрозу надежность и экономическую целесообразность работы мазутных и нефтяных теплоисточников. Так, уже в отопительном сезоне 2002 - 2003 гг. стоимость мазута в г. Бодайбо составила 5687 руб./т. В результате даже при достаточно высокой эффективности работы теплоисточников себестоимость производства тепловой энергии на котельной ЦОК-2 г. Бодайбо составила 1354 руб./Гкал. Подобная картина сохраняется и для южных территорий области. Так, в п. Савватеевка Ангарского района, наименее удаленном от крупнейшего производителя мазута, себестоимость производства тепловой энергии на мазутной котельной составляет 834 руб./Гкал. В это же время средняя по области себестоимость производства тепловой энергии на угольных теплоисточниках составляет около 550 руб./Гкал. Очевидная разница в 400 - 500 руб./Гкал является достаточной для обоснования целесообразности проведения мероприятий по модернизации котельных с переводом на сжигание угля. При этом расчеты показали, что срок окупаемости этих мероприятий в зависимости от установленной мощности котельной может колебаться от 0,8 года до 2,5 лет.

Следующими по эффективности капвложений следует поставить мероприятия по оптимизации систем теплоснабжения с закрытием мазутных или нерентабельных угольных котельных. Формирование структуры централизованного теплоснабжения городов и населенных пунктов области редко носило плановый характер, микрорайоны возникали рядом с вновь строящимися предприятиями, а теплоснабжение их осуществлялось в том числе и от ведомственных теплоисточников. После массовой передачи ведомственных теплоисточников в ведение муниципалитетов экономика производства тепловой энергии для теплоснабжения жилого сектора разрозненными котельными приобрела угрожающе нерентабельный характер. Анализ технико-экономических обоснований реконструкций систем теплоснабжения г. Тулуна, п. Малая Топка Иркутского района, п. Качуг Качугского района и других показал, что срок окупаемости мероприятий по оптимизации систем теплоснабжения составляет от 2,5 до 3,5 лет, что также является целесообразным с точки зрения экономической эффективности.

Существенную экономию средств можно получить и за счет модернизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов, включающей в себя реконструкцию котельных с заменой изношенного котельного и котельно-вспомогательного оборудования, замену ветхих участков теплотрасс, ремонт абонентских вводов и гидравлическую наладку тепловой сети. Опыт проведения подобных реконструкций показал, что срок окупаемости данных мероприятий может колебаться от 0,5 года до 4,5 лет в зависимости от степени износа системы.

Таким образом, формируя программу инвестиционных проектов, рассчитанную на три года, в первую очередь следует ориентироваться на проекты, имеющие срок окупаемости менее и немногим более трех лет.

Однако не следует забывать и о социально значимых проектах. К таким проектам относятся мероприятия по модернизации элементов систем теплоснабжения населенных пунктов, работающих в предаварийном режиме. Для реализации данных мероприятий необходимы значительные капитальные затраты, срок окупаемости которых не позволяет говорить об инвестиционной привлекательности. Для примера можно рассмотреть теплоснабжение с. Бугульдейка Ольхонского района. Сельская котельная, в том числе отапливающая социально значимый объект - школу, в настоящее время почти полностью разрушена, оборудование изношено и ее дальнейшая эксплуатация невозможна. Для обеспечения теплоснабжения села необходимо строительство новой котельной.

Зачастую правильность выбора технических и технологических решений является основным фактором, обеспечивающим надежность работы системы теплоснабжения. Однако разветвленная структура управления не предусматривает восприятие системы теплоснабжения города или населенного пункта как единого механизма. Фактически отсутствует структура, которая способна технически грамотно проанализировать существующую ситуацию и правильно выбрать экономически взвешенные решения по модернизации и развитию всей системы теплоснабжения населенного пункта с учетом перспективы ее изменения и, главное, нести ответственность за последствия реализации такого решения.

По результатам последнего десятилетия необходимо признать очевидный факт, что введение теплоснабжения в общую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований привело к технической деградации котельных и теплосетей.

Отсутствие рыночных механизмов управления теплоснабжением, постоянное недофинансирование, частая структурная реорганизация ЖКХ привели к тому, что многие администрации фактически стали выполнять не свойственные им функции теплоснабжающих предприятий: закупать и распределять топливо, определять объемы ремонта, подрядчиков и т.д.

Согласно договору с администрацией муниципального образования, в условиях невыплаты дотаций и неплатежей по объектам бюджетной сферы руководитель предприятия ЖКХ обязан обеспечить только поставку оплаченного количества тепла, в то же время согласно контракту с главой администрации он же обязан при любых условиях обеспечить качественное теплоснабжение. Руководитель, согласившийся на такой контракт, вынужден выполнять любые, самые неквалифицированные распоряжения администрации, принимая на себя полную ответственность за их результаты.

В некоторых муниципальных образованиях сложились крайне напряженные отношения между владельцами приватизированных теплоисточников и администрациями муниципальных образований. Основная причина - нежелание, а часто и невозможность выплаты администрацией в полном объеме льгот и дотаций. Неплатежи приводят к нарушению режимов теплоснабжения, недоотпуску тепла, т.е. встречным претензиям, что до крайности затрудняет и затягивает разбирательства в арбитраже.