Развитие предпосылок формирования аварийных ситуаций начинается в первую очередь с неэффективного использования финансовых ресурсов и отсутствия необходимого для поддержания нормальной работоспособности системы при данном режиме управления объема средств. Отсутствие у муниципальных теплоэнергетических предприятий денежных средств на замену выработавшего свой ресурс оборудования, на проведение модернизации системы приводит к повышению затрат на производство тепловой энергии за счет перерасхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), которое является следствием сверхнормативных потерь и утечек и использования экономически нецелесообразных видов топлива. Бюджет нерационального использования ТЭР на некоторых предприятиях коммунальной теплоэнергетики достигает десятков миллионов рублей в год. Реализация различных финансовых схем адресного участия средств областного бюджета при осуществлении мероприятий по реконструкции и модернизации убыточных котельных, перекладки ветхих участков теплотрасс при обязательном применении средств защиты от электрохимической коррозии, рационализации систем теплоснабжения с закрытием нерентабельных теплоисточников, внедрения приборов учета и регулирования и др. является необходимым фактором обеспечения надежности теплоснабжения населения области.
1.1. Реконструкция систем теплоснабжения с целью исключения использования жидких энергоносителей
Основным и наиболее дешевым видом топлива для коммунальной теплоэнергетики Иркутской области является уголь месторождений Восточной Сибири (см. рис. 1, не прилагается).
При нынешней ценовой политике нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний использование мазута для нужд ЖКХ может быть оправдано только жесткими экологическими ограничениями. Элементарные расчеты показывают, что даже при удельных капитальных вложениях в реконструкцию мазутных котельных, близких к капвложениям в строительство новых котельных (2 млн. руб. на 1 Гкал/ч установленной мощности), срок окупаемости мероприятий по переводу мазутных котельных на сжигание угля не превышает 2,5 лет.
По области насчитывается 47 котельных, работающих на жидких энергоносителях. Список этих котельных представлен в приложении N 1, табл. 1. Расчеты показали, что потенциал сокращения ежегодных топливных затрат при замене мазута и нефти на уголь составляет 387,1 млн. руб.
Эффективность замены жидких энергоносителей на уголь в коммунальных котельных наиболее демонстративна в котельных большой установленной мощности. Так, в котельной ЦОК-2 г. Бодайбо уже в отопительном сезоне 2002 - 2003 года стоимость мазута составила 5687 руб./т, что фактически в пять раз превышает стоимость угля. Расчеты показывали, что мероприятия по переводу данной котельной на сжигание угля только за счет снижения топливной составляющей в себестоимости угля окупятся в течение 1,2 года.
Годовой расход мазута в котельной п. Савватеевка Ангарского района, по данным УЖКХ "Савватеевское", составляет 1840 тонн в год. При прогнозируемой цене мазута 4000 руб./т годовая топливная составляющая в себестоимости производства тепловой энергии оценивается на уровне 7 млн. 360 тыс. руб. Переход на уголь, при прогнозируемой цене угля 700 руб./т, позволит уменьшить годовую топливную составляющую на 4 млн. руб. в год.
Использование дорогостоящих жидких энергоносителей в совокупности с завышенным удельным потреблением топлива, вызванным сверхнормативными потерями теплоносителя при транспортировке, приводит к полной дестабилизации экономической составляющей деятельности муниципальных теплоэнергетических предприятий.
В п. Тайтурка Усольского района, где основная нагрузка поселка лежит на мазутной котельной, сверхнормативная выработка в 1,36 раза превышает расчетно-необходимое количество тепла для обеспечения тепловой нагрузки, ГВС и нормативных потерь. Реконструкция системы теплоснабжения поселка за счет закрытия нерентабельной котельной N 3, перекладка ветхих и строительство новых участков тепловых сетей и перевод центральной котельной на сжигание угля позволит сократить ежегодные затраты на 4,4 млн. руб.
Теплоснабжение п. Малая Топка Иркутского района осуществляется от двух ведомственных котельных, одна из которых мазутная. Работа обоих теплоисточников является убыточной. Технико-экономическое обоснование показало, что единственно целесообразным вариантом обеспечения теплом поселка является строительство нового угольного теплоисточника с отключением от ведомственных котельных.
При проведении мероприятий по переводу мазутных котельных на сжигание угля в зависимости от состояния котельного оборудования можно ориентироваться на два различных по затратности способа модернизации котельных:
1) замена котлов на новые;
2) при сохранении существующих котлоагрегатов - внедрение технологии ультратонкого помола угля.
Затратная составляющая первого способа может быть оценена на уровне нового строительства и включает в себя приобретение, монтаж, пусконаладку котлов, строительство систем шлакозолоудаления и формирование топливного склада. Второй способ менее затратный и включает в себя затраты на формирование топливного хозяйства, увеличивающиеся за счет приобретения специализированного оборудования. Однако второй вариант может быть применен только в случае хорошего технического состояния существующих котлоагрегатов.
1.2. Реконструкция систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области с целью сокращения эксплуатационных издержек
Разветвленная структура теплоисточников небольшой мощности, отсутствие генерального плана теплоснабжения, ветхость сетей, изношенность основного и вспомогательного оборудования, низкий уровень защищенности сетей и объектов теплоснабжения от коррозии - все эти факторы сопутствуют неудовлетворительному теплообеспечению большинства городов и населенных пунктов области, вызывают рост тарифов на тепловую энергию и приводят к банкротству муниципальные теплоэнергетические предприятия. При этом проблема усугубляется еще и отсутствием у муниципалитетов средств, необходимых для поддержания нормального функционирования систем теплообеспечения. Участие областного бюджета в финансировании мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения городов и населенных пунктов является необходимым фактором, позволяющим избежать развития аварийных ситуаций и обеспечить основу для формирования экономической устойчивости работы теплоэнергетических предприятий.
Мероприятия по реконструкции систем теплоснабжения с целью сокращения эксплуатационных издержек в зависимости от технического состояния объекта и выбора наиболее эффективных решений подразделяются на:
мероприятия, связанные со строительством новых угольных теплоисточников взамен существующих котельных, дальнейшая эксплуатация которых является нерентабельной;
мероприятия, направленные на реконструкцию существующих котельных и перекладку ветхих участков тепловых сетей;
мероприятия, направленные на реконструкцию тепловых сетей;
мероприятия, направленные на оснащение котельных КИПиА и приборами коммерческого учета тепловой энергии;
мероприятия, направленные на оснащение котельных современным оборудованием по химводоподготовке;
мероприятия по антикоррозионной защите.
При разработке всех вышеперечисленных мероприятий необходимо учитывать защиту инженерных сооружений (баков-аккумуляторов, теплообменников и т.д.) и тепловых сетей от коррозии.
Строительство новых угольных теплоисточников.
Теплоснабжение п. Янгель и п. Радищев Нижнеилимского района в настоящее время осуществляется от теплоисточников, установленная мощность которых в 7 - 9 раз превышает присоединенную нагрузку поселка, при этом ситуация усугубляется еще и тем, что котельные располагаются на значительном расстоянии от поселков. Строительство новых механизированных угольных теплоисточников в поселках позволит сократить расходы на теплоснабжение поселков на 40 - 45%.
Реконструкция существующих котельных и перекладка ветхих участков тепловых сетей.
Обследования технического состояния тепловых сетей, проведенные ОГУП "Подземметаллзащита" в 1999 - 2002 гг. на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков области, показали, что при нормативном сроке службы трубопроводов тепловых сетей 20 лет фактический срок службы до первого коррозионного разрушения составляет 3 - 5 лет. Количество ветхих сетей по различным предприятиям ЖКХ области составляет 40 - 80% от общей протяженности.