Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 ГГ. (с изменениями на: 22.11.2008)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В России в последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями.

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Принятый Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) стал первым законодательным документом, определяющим основные направления социальной защиты инвалидов. Повышению уровня социальной защищенности инвалидов способствует реализация Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В области за последние годы отмечается тенденция к увеличению численности инвалидов: среднегодовой их прирост за период с 1998 по 2002 гг. составил 12%. По состоянию на 01.01.2003 численность инвалидов достигла 161,9 тыс. человек. При этом в области отсутствует система учета инвалидов, их потребностей, контроля эффективности реабилитационных мероприятий, что оказывает отрицательное влияние на проведение обоснованной социальной политики по реабилитации и адаптации инвалидов, создание приемлемой для них среды жизнедеятельности.

Отмечается рост интенсивного показателя первичного выхода на инвалидность: если в 2000 г. на 10 тыс. взрослого населения численность впервые признанных инвалидами составила 98,3 человек, то в 2002 г. - 102,8.

На протяжении последних лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Общие интенсивные показатели первичной инвалидности на 10 тыс. населения трудоспособного возраста был в 2000 г. - 72,4; в 2002 г. - 76,6. Численность детей-инвалидов на 01.01.2003 составила 17,447 тыс. человек, по сравнению с 2000 г. возросла на 7,7%.

В 2002 году в Иркутской области впервые признано инвалидами 22006 чел., из них 17596 чел. проживает в городской местности (79,9%) и 4410 чел. - в сельской местности (20,1%). Причем 14959 чел. определена I и II группа инвалидности, что составляет 68% от общего количества впервые признанных инвалидами.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. По расчету Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социального развития РФ по среднему темпу прироста общий контингент инвалидов в Российской Федерации в 2015 г. составит 21,8 млн. человек. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество и повышение их жизненного уровня.

Проблема реализации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обсуждалась на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, в результате которого сформированы рекомендации всем уровням власти по эффективному решению проблем инвалидности (14.05.2003 N 3.10-02/601).

В подходах к определению и решению проблем инвалидности произошли коренные изменения. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучением и др.). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усилило реабилитационную направленность, обусловило структурную перестройку и реорганизацию службы экспертизы, развитие реабилитационной индустрии и формирование рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

В соответствии с Федеральным законом, постановлением Правительства РФ N 392 от 03.04.1996 "О государственной службе медико-социальной экспертизы" и постановлением губернатора Иркутской области N 469-п от 29.12.1997 "Об областной государственной службе медико-социальной экспертизы" в 1998 г. проведена реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в Государственную службу медико-социальной экспертизы Иркутской области. Новые функции службы обусловили количественное и качественное изменения составов МСЭ.

На сегодняшний день в области функционирует 36 бюро МСЭ (30 ежедневно действующих бюро, что составляет 85,7%): 7 экспертных составов Главного бюро МСЭ, в том числе специализированный травматологический и педиатрический составы; 8 бюро специализированного профиля, 21 бюро МСЭ общего и смешанного профиля.

С учетом все возрастающего количества освидетельствований, проводимых бюро МСЭ, требуется увеличение числа первичных и главных бюро Государственной службы медико-социальной экспертизы. На сегодняшний день бюро работают, превышая норму освидетельствования (в соответствии с п. 11 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965, первичное одно учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год). Необходимо дополнительно создание 5 педиатрических бюро разного профиля, 4 районных бюро, 2 психоневрологических бюро, 2 составов Главного бюро МСЭ, что позволит улучшить качество медико-социальной экспертизы, обеспечить доступность для населения, высокий % разработки индивидуальных программ реабилитации и контроль за их выполнением.

При реорганизации материально-технической базой Госслужба МСЭ не была обеспечена. За Госслужбой МСЭ на правах оперативного управления не закреплены и не переданы в пользование ни одно помещение, тратятся большие средства на аренду. Служба не оснащена должным уровнем компьютерной и множительной техникой (из 36 бюро МСЭ компьютерами оснащены 4 бюро), которая необходима в целях повышения качества ведения первичной и отчетной документации, создания банка данных о нуждаемости инвалидов в средствах технической реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, создания регистра учета по нозологическим формам.

В связи с отсутствием в ряде отдаленных и северных районов бюро МСЭ необходимы выездные заседания специализированных и межрайонных бюро МСЭ, которые занимают около 30% рабочего времени бюро МСЭ. Госслужба МСЭ имеет далеко не достаточный по количеству и очень изношенный ввиду интенсивной эксплуатации парк автомобильного транспорта. Поэтому в настоящее время специалисты бюро МСЭ не имеют возможности проводить в полном объеме выездные освидетельствования. Госслужба остро нуждается в приобретении дополнительно 10 автомобилей.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Вместе с тем, мероприятия по реабилитации инвалидов, осуществляемые различными отраслевыми службами, носят разрозненный характер. До настоящего времени в области отсутствуют комплексный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия в разработке и реализации реабилитационных мероприятий учреждениями различной ведомственной принадлежности, не сформирован региональный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию производства технических средств реабилитации инвалидов.

В соответствии с Законом индивидуальные программы реабилитации инвалидов стали разрабатываться в Иркутской области с 1997 года. Индивидуальные программы реабилитации инвалидов не нашли широкого применения, эффективность их невысока в связи с отсутствием федеральной базовой программы реабилитации инвалидов. Показатель реабилитации инвалидов остается на низком уровне и не превышает 3,5% при повторном освидетельствовании.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.

Не решаются вопросы формирования и развития социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидов к социально-бытовым, культурным объектам, транспорту, связи и информации.

В соответствии со ст. 15 Закона, ст. 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Иркутская область в настоящее время находится в самом начале становления формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Одним из показателей социально-экономического положения инвалидов в обществе является возможность трудиться и тем самым собственным трудом улучшать свое материальное положение. Несмотря на предпринимаемые меры по созданию рабочих мест для инвалидов, их профессиональной ориентации, только 36,3% инвалидов III группы трудится (для сравнения в 2000 г. - 41%).

С целью эффективного решения проблем инвалидов 1 апреля 2003 года издан Указ Президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года инвалидов". Соответственно в Иркутской области распоряжением губернатора Иркутской области от 15.07.2003 N 333-р "О проведении в Иркутской области Года инвалидов" утвержден План мероприятий по проведению в Иркутской области Года инвалидов. Одним из мероприятий является (п. 5) разработка проекта областной государственной социальной программы "Социальная адаптация и реабилитация инвалидов" на 2004 - 2008 гг. Данный вариант решения проблемы также отмечен в Программе социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г., где рекомендуется разработка и реализация программ в сферах социальной адаптации и реабилитации инвалидов и социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (раздел "Социальная политика").

Решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной государственной социальной программы "Социальная адаптация и реабилитация инвалидов" на 2004 - 2008 годы (далее именуется - Программа).