ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2003 года N 32/14-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 ГГ.

(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/14-ЗС, от 18.11.2004 N 2/52-ЗС, от 16.02.2005 N 6/14-ЗС, от 22.09.2005 N 12/44-ЗС, от 26.10.2005 N 14/37-ЗС, от 22.06.2006 N 23/45-ЗС, от 20.12.2006 N 27/20-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС, от 22.11.2008 N 3/49-ЗС)


В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:

утвердить областную государственную социальную программу "Социальная адаптация и реабилитация инвалидов" на 2004 - 2008 гг. (прилагается).

Председатель
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН

     




Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 года
N 32/14-ЗС



 ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 ГГ.   

(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/14-ЗС, от 18.11.2004 N 2/52-ЗС, от 16.02.2005 N 6/14-ЗС, от 22.09.2005 N 12/44-ЗС, от 26.10.2005 N 14/37-ЗС, от 22.06.2006 N 23/45-ЗС, от 20.12.2006 N 27/20-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС, от 22.11.2008 N 3/49-ЗС)

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 гг.

    Наименование Программы:     - Областная        государственная
                                социальная  программа  "Социальная
                                адаптация      и      реабилитация
                                инвалидов" на 2004 - 2008 гг.

    Наименование, дата и номер  Распоряжение губернатора Иркутской
    нормативного акта о         области  от  15.07.2003 N 333-р "О
    разработке Программы:       проведении  в  Иркутской   области
                                Года   инвалидов",  п.   5   Плана
                                мероприятий   по   проведению    в
                                Иркутской  области  Года инвалидов
                                о  разработке  проекта   областной
                                государственной         социальной
                                программы "Социальная адаптация  и
                                реабилитация инвалидов"  на 2004 -
                                2008 гг.

    Государственный заказчик    - администрация Иркутской области
    Программы:

    Ответственный исполнитель   - Департамент   социальной  защиты
    Программы:                  населения Иркутской области
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 21.11.2007 N 36/16-ЗС)

    Основные разработчики       - Департамент   социальной  защиты
    Программы:                  населения    Иркутской    области,
                                Департамент        здравоохранения
                                Иркутской области,  исполнительные
                                органы      государственной власти
                                Иркутской          области      во
                                взаимодействии   с   Департаментом
                                федеральной государственной службы
                                занятости населения  по  Иркутской
                                области, региональными отделениями
                                Всероссийского общества инвалидов,
                                Всероссийского  общества  глухих и
                                Всероссийского общества слепых
(в   ред.   постановлений   ЗС  Иркутской  области  от  22.09.2005
N 12/44-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС)

    Основная цель Программы:    - Предупреждение и снижение уровня
                                инвалидности,         максимальная
                                интеграция инвалидов  в  общество,
                                создание    системы   реабилитации
                                инвалидов   для   обеспечения   им
                                равных    с   другими   гражданами
                                возможностей

    Основные задачи Программы:  - Усиление  социальной поддержки и
                                улучшение      качества      жизни
                                инвалидов;
                                - повышение          эффективности
                                деятельности государственных служб
                                медико-социальной   экспертизы   и
                                реабилитации инвалидов;
                                - усиление         государственной
                                поддержки общественных объединений
                                инвалидов

    Сроки и этапы реализации    - 2004 - 2008 годы:
    Программы:                  I этап - 2004 - 2005 гг.;
                                II этап - 2006 - 2008 гг.

    Перечень основных           На I  этапе  (2004  -  2005   гг.)
    мероприятий Программы:      предусматривается:
                                укрепление материально-технической
                                базы   и   кадровое    обеспечение
                                государственных              служб
                                медико-социальной экспертизы;
                                обеспечение        государственной
                                поддержки общественных организаций

                                инвалидов;
                                внедрение              современных
                                организационных,   медицинских   и
                                социальных  технологий  в   работу
                                учреждений  государственной службы
                                медико-социальной      экспертизы,
                                реабилитационных       учреждений,
                                информатизация        деятельности
                                государственных        учреждений,
                                занимающихся         реабилитацией
                                инвалидов;
                                обеспечение подготовки кадров  для
                                учреждений  государственных  служб
                                медико-социальной   экспертизы   и
                                реабилитации инвалидов

                                На II этапе (2006 - 2008 гг.):
                                совершенствование     деятельности
                                государственной       региональной
                                службы   реабилитации   инвалидов;
                                формирование доступной         для
                                инвалидов среды жизнедеятельности;
                                оптимальное обеспечение социальной
                                защиты инвалидов;
                                усиление государственной поддержки
                                общественных           объединений
                                инвалидов
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2006 N 23/45-ЗС)

    Исполнители основных        - исполнительные            органы
    мероприятий:                государственной власти   Иркутской
                                области
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.09.2005 N 12/44-ЗС)

    Объемы и источники          -  188287,29   тыс.   рублей   из
    финансирования              средств областного бюджета, в том
    Программы:                  числе по годам:
                                2004 г. - 98496,08 тыс. руб.;
                                2005 г. - 50902,21 тыс. руб.;
                                2006 г. - 10000 тыс. руб.;
                                2007 г. - 10000 тыс. руб.;
                                2008 г. - 18889 тыс. руб.
(строка  в  ред.  постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008
N 3/49-ЗС)

    Ожидаемые конечные          Адаптация    инвалидов   в   среду
    результаты реализации       проживания (полная 7,5%, частичная
    Программы:                  12,3%).
                                Повышение уровня и качества  жизни
                                инвалидов:
                                - замедление  роста  инвалидизации
                                населения области до 5 - 7% в год;
                                - снижение    уровня    социальной
                                недостаточности  из-за ограничения
                                мобильности у 15% инвалидов.
                                Повышение            эффективности
                                и     реабилитации      инвалидов,
                                обеспечение инвалидов техническими
                                средствами           реабилитации,
                                протезирования   и   осуществление
                                связанных с этим услуг.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2006 N 23/45-ЗС)
                                Совершенствование  информационного
                                обеспечения     решения    проблем
                                инвалидов.
                                Совершенствование          системы
                                подготовки       и       повышение
                                эффективности         расходования

                                бюджетных  средств  на  социальную
                                поддержку инвалидов

    Система организации и       - контроль     за      реализацией
    контроля за исполнением     Программы           осуществляется
    Программы:                  государственными          органами
                                Иркутской области в  установленном
                                порядке
(строка  в  ред.  постановления ЗС Иркутской области от 21.11.2007
N 36/16-ЗС)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В России в последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями.

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Принятый Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) стал первым законодательным документом, определяющим основные направления социальной защиты инвалидов. Повышению уровня социальной защищенности инвалидов способствует реализация Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В области за последние годы отмечается тенденция к увеличению численности инвалидов: среднегодовой их прирост за период с 1998 по 2002 гг. составил 12%. По состоянию на 01.01.2003 численность инвалидов достигла 161,9 тыс. человек. При этом в области отсутствует система учета инвалидов, их потребностей, контроля эффективности реабилитационных мероприятий, что оказывает отрицательное влияние на проведение обоснованной социальной политики по реабилитации и адаптации инвалидов, создание приемлемой для них среды жизнедеятельности.

Отмечается рост интенсивного показателя первичного выхода на инвалидность: если в 2000 г. на 10 тыс. взрослого населения численность впервые признанных инвалидами составила 98,3 человек, то в 2002 г. - 102,8.

На протяжении последних лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Общие интенсивные показатели первичной инвалидности на 10 тыс. населения трудоспособного возраста был в 2000 г. - 72,4; в 2002 г. - 76,6. Численность детей-инвалидов на 01.01.2003 составила 17,447 тыс. человек, по сравнению с 2000 г. возросла на 7,7%.

В 2002 году в Иркутской области впервые признано инвалидами 22006 чел., из них 17596 чел. проживает в городской местности (79,9%) и 4410 чел. - в сельской местности (20,1%). Причем 14959 чел. определена I и II группа инвалидности, что составляет 68% от общего количества впервые признанных инвалидами.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. По расчету Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социального развития РФ по среднему темпу прироста общий контингент инвалидов в Российской Федерации в 2015 г. составит 21,8 млн. человек. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество и повышение их жизненного уровня.

Проблема реализации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обсуждалась на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, в результате которого сформированы рекомендации всем уровням власти по эффективному решению проблем инвалидности (14.05.2003 N 3.10-02/601).

В подходах к определению и решению проблем инвалидности произошли коренные изменения. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучением и др.). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усилило реабилитационную направленность, обусловило структурную перестройку и реорганизацию службы экспертизы, развитие реабилитационной индустрии и формирование рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

В соответствии с Федеральным законом, постановлением Правительства РФ N 392 от 03.04.1996 "О государственной службе медико-социальной экспертизы" и постановлением губернатора Иркутской области N 469-п от 29.12.1997 "Об областной государственной службе медико-социальной экспертизы" в 1998 г. проведена реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в Государственную службу медико-социальной экспертизы Иркутской области. Новые функции службы обусловили количественное и качественное изменения составов МСЭ.

На сегодняшний день в области функционирует 36 бюро МСЭ (30 ежедневно действующих бюро, что составляет 85,7%): 7 экспертных составов Главного бюро МСЭ, в том числе специализированный травматологический и педиатрический составы; 8 бюро специализированного профиля, 21 бюро МСЭ общего и смешанного профиля.

С учетом все возрастающего количества освидетельствований, проводимых бюро МСЭ, требуется увеличение числа первичных и главных бюро Государственной службы медико-социальной экспертизы. На сегодняшний день бюро работают, превышая норму освидетельствования (в соответствии с п. 11 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965, первичное одно учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год). Необходимо дополнительно создание 5 педиатрических бюро разного профиля, 4 районных бюро, 2 психоневрологических бюро, 2 составов Главного бюро МСЭ, что позволит улучшить качество медико-социальной экспертизы, обеспечить доступность для населения, высокий % разработки индивидуальных программ реабилитации и контроль за их выполнением.

При реорганизации материально-технической базой Госслужба МСЭ не была обеспечена. За Госслужбой МСЭ на правах оперативного управления не закреплены и не переданы в пользование ни одно помещение, тратятся большие средства на аренду. Служба не оснащена должным уровнем компьютерной и множительной техникой (из 36 бюро МСЭ компьютерами оснащены 4 бюро), которая необходима в целях повышения качества ведения первичной и отчетной документации, создания банка данных о нуждаемости инвалидов в средствах технической реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, создания регистра учета по нозологическим формам.

В связи с отсутствием в ряде отдаленных и северных районов бюро МСЭ необходимы выездные заседания специализированных и межрайонных бюро МСЭ, которые занимают около 30% рабочего времени бюро МСЭ. Госслужба МСЭ имеет далеко не достаточный по количеству и очень изношенный ввиду интенсивной эксплуатации парк автомобильного транспорта. Поэтому в настоящее время специалисты бюро МСЭ не имеют возможности проводить в полном объеме выездные освидетельствования. Госслужба остро нуждается в приобретении дополнительно 10 автомобилей.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Вместе с тем, мероприятия по реабилитации инвалидов, осуществляемые различными отраслевыми службами, носят разрозненный характер. До настоящего времени в области отсутствуют комплексный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия в разработке и реализации реабилитационных мероприятий учреждениями различной ведомственной принадлежности, не сформирован региональный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию производства технических средств реабилитации инвалидов.

В соответствии с Законом индивидуальные программы реабилитации инвалидов стали разрабатываться в Иркутской области с 1997 года. Индивидуальные программы реабилитации инвалидов не нашли широкого применения, эффективность их невысока в связи с отсутствием федеральной базовой программы реабилитации инвалидов. Показатель реабилитации инвалидов остается на низком уровне и не превышает 3,5% при повторном освидетельствовании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»