ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2003 года N 32/14-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 ГГ.
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/14-ЗС, от 18.11.2004 N 2/52-ЗС, от 16.02.2005 N 6/14-ЗС, от 22.09.2005 N 12/44-ЗС, от 26.10.2005 N 14/37-ЗС, от 22.06.2006 N 23/45-ЗС, от 20.12.2006 N 27/20-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС, от 22.11.2008 N 3/49-ЗС)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Социальная адаптация и реабилитация инвалидов" на 2004 - 2008 гг. (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ" НА 2004 - 2008 ГГ.
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/14-ЗС, от 18.11.2004 N 2/52-ЗС, от 16.02.2005 N 6/14-ЗС, от 22.09.2005 N 12/44-ЗС, от 26.10.2005 N 14/37-ЗС, от 22.06.2006 N 23/45-ЗС, от 20.12.2006 N 27/20-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС, от 22.11.2008 N 3/49-ЗС)
Наименование Программы: - Областная государственная
социальная программа "Социальная
адаптация и реабилитация
инвалидов" на 2004 - 2008 гг.
Наименование, дата и номер Распоряжение губернатора Иркутской
нормативного акта о области от 15.07.2003 N 333-р "О
разработке Программы: проведении в Иркутской области
Года инвалидов", п. 5 Плана
мероприятий по проведению в
Иркутской области Года инвалидов
о разработке проекта областной
государственной социальной
программы "Социальная адаптация и
реабилитация инвалидов" на 2004 -
2008 гг.
Государственный заказчик - администрация Иркутской области
Программы:
Ответственный исполнитель - Департамент социальной защиты
Программы: населения Иркутской области
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 21.11.2007 N 36/16-ЗС)
Основные разработчики - Департамент социальной защиты
Программы: населения Иркутской области,
Департамент здравоохранения
Иркутской области, исполнительные
органы государственной власти
Иркутской области во
взаимодействии с Департаментом
федеральной государственной службы
занятости населения по Иркутской
области, региональными отделениями
Всероссийского общества инвалидов,
Всероссийского общества глухих и
Всероссийского общества слепых
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.09.2005
N 12/44-ЗС, от 21.11.2007 N 36/16-ЗС)
Основная цель Программы: - Предупреждение и снижение уровня
инвалидности, максимальная
интеграция инвалидов в общество,
создание системы реабилитации
инвалидов для обеспечения им
равных с другими гражданами
возможностей
Основные задачи Программы: - Усиление социальной поддержки и
улучшение качества жизни
инвалидов;
- повышение эффективности
деятельности государственных служб
медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов;
- усиление государственной
поддержки общественных объединений
инвалидов
Сроки и этапы реализации - 2004 - 2008 годы:
Программы: I этап - 2004 - 2005 гг.;
II этап - 2006 - 2008 гг.
Перечень основных На I этапе (2004 - 2005 гг.)
мероприятий Программы: предусматривается:
укрепление материально-технической
базы и кадровое обеспечение
государственных служб
медико-социальной экспертизы;
обеспечение государственной
поддержки общественных организаций
инвалидов;
внедрение современных
организационных, медицинских и
социальных технологий в работу
учреждений государственной службы
медико-социальной экспертизы,
реабилитационных учреждений,
информатизация деятельности
государственных учреждений,
занимающихся реабилитацией
инвалидов;
обеспечение подготовки кадров для
учреждений государственных служб
медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов
На II этапе (2006 - 2008 гг.):
совершенствование деятельности
государственной региональной
службы реабилитации инвалидов;
формирование доступной для
инвалидов среды жизнедеятельности;
оптимальное обеспечение социальной
защиты инвалидов;
усиление государственной поддержки
общественных объединений
инвалидов
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2006 N 23/45-ЗС)
Исполнители основных - исполнительные органы
мероприятий: государственной власти Иркутской
области
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.09.2005 N 12/44-ЗС)
Объемы и источники - 188287,29 тыс. рублей из
финансирования средств областного бюджета, в том
Программы: числе по годам:
2004 г. - 98496,08 тыс. руб.;
2005 г. - 50902,21 тыс. руб.;
2006 г. - 10000 тыс. руб.;
2007 г. - 10000 тыс. руб.;
2008 г. - 18889 тыс. руб.
(строка в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008
N 3/49-ЗС)
Ожидаемые конечные Адаптация инвалидов в среду
результаты реализации проживания (полная 7,5%, частичная
Программы: 12,3%).
Повышение уровня и качества жизни
инвалидов:
- замедление роста инвалидизации
населения области до 5 - 7% в год;
- снижение уровня социальной
недостаточности из-за ограничения
мобильности у 15% инвалидов.
Повышение эффективности
и реабилитации инвалидов,
обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации,
протезирования и осуществление
связанных с этим услуг.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.06.2006 N 23/45-ЗС)
Совершенствование информационного
обеспечения решения проблем
инвалидов.
Совершенствование системы
подготовки и повышение
эффективности расходования
бюджетных средств на социальную
поддержку инвалидов
Система организации и - контроль за реализацией
контроля за исполнением Программы осуществляется
Программы: государственными органами
Иркутской области в установленном
порядке
(строка в ред. постановления ЗС Иркутской области от 21.11.2007
N 36/16-ЗС)
В России в последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями.
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Принятый Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) стал первым законодательным документом, определяющим основные направления социальной защиты инвалидов. Повышению уровня социальной защищенности инвалидов способствует реализация Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В области за последние годы отмечается тенденция к увеличению численности инвалидов: среднегодовой их прирост за период с 1998 по 2002 гг. составил 12%. По состоянию на 01.01.2003 численность инвалидов достигла 161,9 тыс. человек. При этом в области отсутствует система учета инвалидов, их потребностей, контроля эффективности реабилитационных мероприятий, что оказывает отрицательное влияние на проведение обоснованной социальной политики по реабилитации и адаптации инвалидов, создание приемлемой для них среды жизнедеятельности.
Отмечается рост интенсивного показателя первичного выхода на инвалидность: если в 2000 г. на 10 тыс. взрослого населения численность впервые признанных инвалидами составила 98,3 человек, то в 2002 г. - 102,8.
На протяжении последних лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Общие интенсивные показатели первичной инвалидности на 10 тыс. населения трудоспособного возраста был в 2000 г. - 72,4; в 2002 г. - 76,6. Численность детей-инвалидов на 01.01.2003 составила 17,447 тыс. человек, по сравнению с 2000 г. возросла на 7,7%.
В 2002 году в Иркутской области впервые признано инвалидами 22006 чел., из них 17596 чел. проживает в городской местности (79,9%) и 4410 чел. - в сельской местности (20,1%). Причем 14959 чел. определена I и II группа инвалидности, что составляет 68% от общего количества впервые признанных инвалидами.
Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.
По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. По расчету Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социального развития РФ по среднему темпу прироста общий контингент инвалидов в Российской Федерации в 2015 г. составит 21,8 млн. человек. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество и повышение их жизненного уровня.
Проблема реализации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обсуждалась на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, в результате которого сформированы рекомендации всем уровням власти по эффективному решению проблем инвалидности (14.05.2003 N 3.10-02/601).
В подходах к определению и решению проблем инвалидности произошли коренные изменения. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучением и др.). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усилило реабилитационную направленность, обусловило структурную перестройку и реорганизацию службы экспертизы, развитие реабилитационной индустрии и формирование рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.
В соответствии с Федеральным законом, постановлением Правительства РФ N 392 от 03.04.1996 "О государственной службе медико-социальной экспертизы" и постановлением губернатора Иркутской области N 469-п от 29.12.1997 "Об областной государственной службе медико-социальной экспертизы" в 1998 г. проведена реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в Государственную службу медико-социальной экспертизы Иркутской области. Новые функции службы обусловили количественное и качественное изменения составов МСЭ.
На сегодняшний день в области функционирует 36 бюро МСЭ (30 ежедневно действующих бюро, что составляет 85,7%): 7 экспертных составов Главного бюро МСЭ, в том числе специализированный травматологический и педиатрический составы; 8 бюро специализированного профиля, 21 бюро МСЭ общего и смешанного профиля.
С учетом все возрастающего количества освидетельствований, проводимых бюро МСЭ, требуется увеличение числа первичных и главных бюро Государственной службы медико-социальной экспертизы. На сегодняшний день бюро работают, превышая норму освидетельствования (в соответствии с п. 11 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965, первичное одно учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год). Необходимо дополнительно создание 5 педиатрических бюро разного профиля, 4 районных бюро, 2 психоневрологических бюро, 2 составов Главного бюро МСЭ, что позволит улучшить качество медико-социальной экспертизы, обеспечить доступность для населения, высокий % разработки индивидуальных программ реабилитации и контроль за их выполнением.
При реорганизации материально-технической базой Госслужба МСЭ не была обеспечена. За Госслужбой МСЭ на правах оперативного управления не закреплены и не переданы в пользование ни одно помещение, тратятся большие средства на аренду. Служба не оснащена должным уровнем компьютерной и множительной техникой (из 36 бюро МСЭ компьютерами оснащены 4 бюро), которая необходима в целях повышения качества ведения первичной и отчетной документации, создания банка данных о нуждаемости инвалидов в средствах технической реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, создания регистра учета по нозологическим формам.
В связи с отсутствием в ряде отдаленных и северных районов бюро МСЭ необходимы выездные заседания специализированных и межрайонных бюро МСЭ, которые занимают около 30% рабочего времени бюро МСЭ. Госслужба МСЭ имеет далеко не достаточный по количеству и очень изношенный ввиду интенсивной эксплуатации парк автомобильного транспорта. Поэтому в настоящее время специалисты бюро МСЭ не имеют возможности проводить в полном объеме выездные освидетельствования. Госслужба остро нуждается в приобретении дополнительно 10 автомобилей.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Вместе с тем, мероприятия по реабилитации инвалидов, осуществляемые различными отраслевыми службами, носят разрозненный характер. До настоящего времени в области отсутствуют комплексный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия в разработке и реализации реабилитационных мероприятий учреждениями различной ведомственной принадлежности, не сформирован региональный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию производства технических средств реабилитации инвалидов.
В соответствии с Законом индивидуальные программы реабилитации инвалидов стали разрабатываться в Иркутской области с 1997 года. Индивидуальные программы реабилитации инвалидов не нашли широкого применения, эффективность их невысока в связи с отсутствием федеральной базовой программы реабилитации инвалидов. Показатель реабилитации инвалидов остается на низком уровне и не превышает 3,5% при повторном освидетельствовании.