Действующий

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "САХАРНЫЙ ДИАБЕТ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Сахарный диабет (СД) представляет не только медицинскую, но и серьезную социальную проблему. В 2006 г. Организация Объединенных Наций (ООН) определила СД как самый опасный вызов мировому сообществу и приняла резолюцию по борьбе с этой болезнью. Это первая резолюция ООН, которая заявила о всемирной угрозе неинфекционного хронического заболевания - СД и его осложнений, влекущих за собой не только высокую опасность для здоровья всех наций, но и исключительно важные медико-социальные, экономические и этические проблемы. Большая медико-социальная значимость заболевания обусловлена развитием поздних сосудистых осложнений диабета, которые являются причиной инвалидизации больных.

В Иркутской области по данным Государственного территориального регистра больных сахарным диабетом зарегистрировано на 01.01.2010 51129 больных сахарным диабетом (РФ в 2006 году - 1880,3; СФО в 2006 году - 1607,9), из них с типом 1 СД 3124 (124,68 на 100 тыс. населения), с типом 2 СД 48784 (1947 на 100 тыс. населения). Впервые заболело СД 4256 (169,2), из них с типом 1 СД 171 (6,82,0 на 100 тыс. населения), с типом 2 СД 4775 (190,57 на 100 тыс. населения). Основной причиной ранней инвалидизации и смертности больных сахарным диабетом являются сосудистые осложнения заболевания.

Проблема борьбы с сахарным диабетом требует комплексного подхода к ее решению. Оказание специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом является одной из актуальнейших проблем здравоохранения области. Осуществление данной программы в Иркутской области положительно повлияет на увеличение средней продолжительности жизни и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом.

Необходимо постоянное совершенствование диабетологической службы области, приобретение лабораторного оборудования для внедрения эффективных методов диагностики заболевания на ранних стадиях, совершенствования методов и форм профилактической работы.

В результате реализации областной государственной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы, утвержденной в редакции постановления Законодательного Собрания от 22.11.2008 N 3/53-ЗС, достигнуты следующие показатели:

1) в 2,5 раза увеличилась эффективность ранней диагностики диабетической нефропатии у детей и подростков;

2) ежегодный темп прироста заболеваемости сахарным диабетом у детей и подростков снизился с 7,1% до 4,6%;

3) количество детей и подростков, страдающих сахарным диабетом, с полной компенсацией заболевания вырос на 25%, на 50% снизилось число случаев состояний кетоацидоза и тяжелых гипогликемий детей и подростков, страдающих диабетом, соответственно уменьшилось и число госпитализаций в стационарные отделения в состоянии тяжелой декомпенсации;

4) продолжительность жизни больных с сахарным диабетом увеличилась на 5,2%;

5) уменьшилось количество случаев повторной госпитализации детей и снизилось среднее пребывание больного в учреждении здравоохранения с 13,6 дня в 2006 году до 11,8 дня в 2009 году;

6) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении области, внедрено определение микроальбуминурии и гликированного гемоглобина, что позволяет выявлять ранние осложнения со стороны почек, прогнозировать дальнейшее течение диабета;

7) разработаны целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить распространенность осложнений сахарного диабета, а также показательность качества диагностики ранней стадии диабетической нефропатии.

В этой связи актуальным представляется необходимость дальнейшей реализации комплекса мер, направленных на борьбу с сахарным диабетом и его осложнениями и обеспечение сохранения здоровья населения области.

Программа разработана в целях реализации положений подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии с указанной нормой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи" диабетологическая специализированная медицинская помощь может быть организована в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (областная, краевая, республиканская, окружная больница, диспансер, специализированная больница, госпиталь, центр).

Кроме того, к приоритетным задачам социальной политики, проводимой государством, относится предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

В соответствии со статьей 41 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с указанными Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет отнесен к числу социально значимых заболеваний.

Программа сохраняет преемственность с мероприятиями областной программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы. Это выражается, в частности, в том, что программа предполагает продолжение реализации комплексного подхода, направленного на обеспечение сохранения, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни больных сахарным диабетом, внедрение новых технологий в лечении больных сахарным диабетом.

Реализация программы рассчитана на три года. Финансирование программы предполагается осуществлять с учетом возможностей областного бюджета.