В рамках осуществления контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении Счетной палатой в 2009 году была проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, осуществлялся текущий контроль за поквартальным исполнением бюджета города на 2009 год и подготовка экспертных заключений на проекты решений городской Думы о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, проведена экспертиза проекта бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Наиболее объемным в отчетном периоде и обязательным мероприятием, согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса РФ, была внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, проведенная в январе - апреле 2009 года.
Заключение на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год было подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 26 главных администраторов бюджетных средств.
Оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, представленной на экспертизу, проводилась методом сопоставления с данными, содержащимися в отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
По результатам экспертизы отчет администрации города Барнаула признан достоверным, так как выявленные нарушения в ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности отдельными главными распорядителями бюджетных средств были несущественными по абсолютным значениям показателей по отношению к объему бюджета и не повлияли на итоговые значения его доходной, расходной частей и источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджет города за 2008 год исполнен по доходам в объеме 7547372 тыс. рублей, или 96,6% от плана, по расходам - 7588074 тыс. рублей или 91,2% от плана, с дефицитом в размере 40702 тыс. рублей.
Низкие показатели исполнения бюджета города за 2008 год обусловлены, с одной стороны, недостаточным поступлением доходов в бюджет города и недоступностью кредитных ресурсов в связи со сложившейся в 2008 году экономической ситуацией, с другой стороны, неравномерностью исполнения расходной части бюджета города в течение года, приведшей к значительному увеличению потребности в финансировании расходов в 4 квартале 2008 года по сравнению с планируемой.
Счетной палатой в заключении на годовой отчет отмечалось, что в 2008 году продолжали иметь место недостатки в системе управления и распоряжения муниципальной собственностью: в прогнозном плане приватизации не указывались предполагаемые сроки приватизации, что привело к неравномерному планированию и поступлению указанных доходов.
В нарушение принципа единства кассы, установленного статьей 38.2 Бюджетного кодекса РФ и предусматривающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, плата за наем муниципальных жилых помещений зачислялась на расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, открытый в ООО КБ "Алтайкапиталбанк".
В результате в бюджет города в 2008 году недопоступило 1293,7 тыс. рублей (из 2426,4 тыс. рублей), данные средства были направлены комитетом жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт жилищного фонда, минуя единый счет бюджета города.
В нарушение ст. 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, п. 11 решения городской Думы от 30.11.2007 N 663 "О бюджете города на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главными распорядителями бюджетных средств было допущено неправомерное принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований в размере 10350,9 тыс. рублей, что повлекло за собой образование необоснованной кредиторской задолженности.
Необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 6580,5 тыс. рублей, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, и ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет города.
Счетной палатой было установлено неправомерное предоставление субсидий негосударственным (частным) общеобразовательным учреждениям в размере 395,3 тыс. рублей: финансирование производилось по фактическим затратам без расчетов нормативного подушевого финансирования, требуемых в соответствии с постановлением главы города.
Проведенными проверками бюджетной отчетности 26 распорядителей и получателей бюджетных средств выявлены отдельные нарушения порядка ведения бюджетного учета, порядка списания просроченной задолженности, несоответствия отдельных форм бюджетной отчетности требованиям инструкции по их заполнению. Ряд нарушений был устранен в ходе проведения внешней проверки.
Подтверждая достоверность отчета об исполнении бюджета города за 2008 год в целом, Счетной палатой было предложено администрации города принять ряд соответствующих мер по устранению выявленных недостатков в планировании бюджета города и его исполнении.
Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города, комитету по образованию города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ленинского района и комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи были направлены представления об устранении выявленных нарушений.
По итогам заключения на годовой отчет администрацией города принято распоряжение от 25.05.2009 N 125 "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием нарушений, ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий.
В соответствии с планом мероприятий закрыт расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства, плата за наем муниципального жилищного фонда зачисляется в доходы бюджета города. Постановлением администрации города утвержден норматив подушевого финансирования расходов на оплату коммунальных услуг в негосударственных учреждениях образования.
С целью недопущения принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований принят приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка учета принятых бюджетных обязательств получателей средств бюджета города Барнаула".
Образовавшаяся в 2008 году необоснованная кредиторская задолженность в размере 10350,9 тыс. рублей была погашена в 2009 году путем оптимизации текущих расходов. Дебиторская задолженность, сложившаяся на 01.01.2009, учтена при осуществлении расчетов в 2009 году.
Устранены нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности на сумму 28034,9 тыс. рублей.
Приведен в соответствие с бюджетным законодательством приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города)".
Несмотря на большой объем проведенной администрацией города работы, отдельные замечания, отмеченные в заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год, не были устранены в 2009 году.
Как показала экспертно-аналитическая и контрольная работа Счетной палаты, объемы финансирования большинства городских целевых программ не приведены в соответствие с утвержденным бюджетом города в 2009 году.
По итогам поквартального исполнения бюджета города за 2009 год Счетной палатой было подготовлено 3 аналитические записки: за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2009 года, в которых обращалось внимание на невыполнение плана по доходам от реализации муниципального имущества, неравномерность финансирования расходов и недостаточность бюджетных ассигнований на реализацию нормативных публичных обязательств и было предложено главным администраторам доходов бюджета города принять исчерпывающие меры по выполнению плана по закрепленным доходным источникам, обеспечить снижение муниципального долга по состоянию на 01.01.2010 и выполнение публичных нормативных обязательств в полном объеме.
Аналогичные рекомендации были даны администрации города в экспертном заключении на проект решения городской Думы о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, рассматриваемый городской Думой в июне 2009 года.
В экспертном заключении на проект решения городской Думы "О бюджете города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", подготовленном в ноябре 2009 года, Счетной палатой было отмечено сокращение объема доходов и расходов бюджета города на 2010 - 2011 годы по сравнению с ранее утвержденными.
При экспертизе проекта бюджета особое внимание было уделено обоснованности корректировки утвержденных параметров бюджета на 2010 - 2011 годы, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в условиях среднесрочного планирования проект решения о бюджете утверждался путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.