(с изменениями на 15 января 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 04.04.2011 N 1049, от 07.10.2013 N 3194, от 17.03.2016 N 393, от 11.07.2018 N 1179, от 29.07.2020 N 1211, от 13.01.2022 N 20, от 15.01.2024 N 34)
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю:
(преамбула в ред. Постановления администрации города Барнаула от 11.07.2018 N 1179)
1. Утвердить программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа - города Барнаула на 2010 - 2020 годы с перспективой до 2025 года" (далее - Программа) (приложение).
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 07.10.2013 N 3194, от 29.07.2020 N 1211, от 13.01.2022 N 20, от 15.01.2024 N 34)
2. Комитету по энергоресурсам и газификации (Кощеев А.В.) ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей Программы с учетом фактически достигнутых от реализации Программы результатов и изменений в социально-экономической ситуации.
(п. 2 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 17.03.2016 N 393)
3. Установить, что планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации Программы значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
4. Исключен. - Постановление администрации города Барнаула от 17.03.2016 N 393.
4. Пресс-центру (Губин М.К.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул", разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
5. Информировать о ходе исполнения мероприятий Программы ежеквартально, о достигнутых значениях целевых показателей Программы ежегодно, до 20.01.2026.
(п. 5 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 15.01.2024 N 34)
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по городскому хозяйству.
(п. 6 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.07.2020 N 1211)
Первый заместитель главы
администрации г. Барнаула
И.Г.САВИНЦЕВ
ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА НА 2010 - 2020 ГОДЫ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ДО 2025 ГОДА"
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 04.04.2011 N 1049, от 07.10.2013 N 3194, от 17.03.2016 N 393, от 11.07.2018 N 1179, от 29.07.2020 N 1211, от 13.01.2022 N 20, от 15.01.2024 N 34)
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 15.01.2024 N 34)
Наименование Программы | Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа - города Барнаула на 2010 - 2020 годы с перспективой до 2025 года |
Основания для разработки Программы | распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Заказчик Программы | Администрация города Барнаула |
Разработчик Программы | Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула |
Цель Программы | Энергосбережение и повышение энергоэффективности при транспортировке, использовании энергетических ресурсов на объектах муниципальной бюджетной сферы, жилищного фонда, систем коммунальной инфраструктуры, транспортного комплекса |
Задачи Программы | Обеспечение энергетической безопасности города Барнаула. Проведение мероприятий, направленных на сокращение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов. Развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
Срок реализации Программы | 2010 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования | Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и бюджета города осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. Объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования в 2010 - 2025 годах составляет 5076771,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 121833,6 тыс. рублей; краевого бюджета - 32604,9 тыс. рублей; бюджета города - 1232401,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 - 2019 годы - 522880,8 тыс. рублей; 2020 год - 63461,4 тыс. рублей; 2021 год - 58919,1 тыс. рублей; 2022 год - 121665,8 тыс. рублей; 2023 год - 95785,4 тыс. рублей; 2024 год - 211318,2 тыс. рублей; 2025 год - 158370,4 тыс. рублей; внебюджетных средств - 3689931,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 - 2019 годы - 1811900,7 тыс. рублей; 2020 год - 502225,7 тыс. рублей; 2021 год - 344855,9 тыс. рублей; 2022 год - 285648,9 тыс. рублей; 2023 год - 330322,8 тыс. рублей; 2024 год - 248520,6 тыс. рублей; 2025 год - 166457,2 тыс. рублей. Объемы финансирования могут ежегодно уточняться |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы | В результате выполнения мероприятий Программы ожидается: снижение потребления энергетических ресурсов, используемых учреждениями и организациями муниципальной бюджетной сферы, к 2025 году не менее чем на 50% по отношению к 2010 году; снижение удельного суммарного расхода энергетических ресурсов в жилищном фонде к 2025 году не менее чем на 30% по отношению к 2010 году; снижение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии на тепловых электростанциях к 2025 году не менее чем на 40% по отношению к 2010 году; снижение потерь воды при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, к 2025 году не менее чем на 30% по отношению к 2010 году |
Городской округ - город Барнаул является крупным населенным пунктом, занимающим территорию в 939,44 кв. км, включает в себя 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На его территории находятся 15 поселков, 3 сельских пункта, 2 рабочих поселка, 5 станций. Среднегодовая численность населения за 2009 год составляет 651,6 тыс. человек. Плотность населения города - 0,7 тыс. человек на 1 кв. км. В городе насчитывается 1247 улиц, проспектов, переулков, проездов общей протяженностью 684 км, более 4 тыс. км сетей инженерных коммуникаций, около 12 млн кв. м жилищного фонда.
Основные области применения данной Программы для городского хозяйства это: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, освещение, транспорт, альтернативные источники тепловой и электрической энергии и социальная сфера.
Централизованное теплоснабжение городского округа - города Барнаула осуществляется при помощи трех ТЭЦ, одной газотурбинной ТЭЦ и семидесяти котельных. Все теплоэлектростанции города производят как тепловую, так и электрическую энергию. Основной вид топлива на них - уголь. На ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 имеются котлы, работающие на природном газе, но они подключаются к работе лишь в периоды сильных морозов. Газ на этих ТЭЦ используется как резервный вид топлива.
Система теплоснабжения городского округа - города Барнаула является самой сложной теплофикационной системой в Алтайском крае. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении составляет более 700 км, из них магистральных тепловых сетей - более 200 км, внутриквартальных - около 500 км.
Анализ показывает, что старение энергетического оборудования происходит быстрее, чем его восстановление. К настоящему моменту износ оборудования ТЭЦ и тепловых сетей приближается к 70%. Потери тепловой энергии при выработке составляют 2,56%, при транспортировке 17,61%. Удельная аварийность магистральных тепловых сетей 0,84 единиц на 1 км, внутриквартальных - 1,4 единиц на 1 км. Коэффициент полезного действия котельного оборудования, работающего на угле, - 56,7, на природном газе - 91,3, на мазуте - 82,5.
Объемы потребления тепловой энергии по городу в 2009 году распределились следующим образом:
- жилищный фонд - 60,98%;
- бюджетная сфера - 9,65%;
- промышленность и предпринимательство - 29,37%.
Учитывая, что в настоящее время более половины вырабатываемой тепловой энергии направлено на теплоснабжение жилищного фонда, энергосбережение в системе теплоснабжения приобретает все более ярко выраженную экономическую окраску.
Существующая система транспортирования тепловой энергии сопровождается значительными ее потерями, в связи с чем является высокозатратной и, как следствие, дорогостоящей для потребителей.
Одним из перспективных направлений повышения надежности централизованного теплоснабжения является постепенная реконструкция существующих теплосетей и сооружение новых на основе современных технологий, что позволит решить одновременно несколько проблем на многие десятилетия.
До 2015 года ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" планирует построить в городе Барнауле еще две электростанции - газотурбинную ТЭЦ-2 и газотурбинную ТЭЦ-3 установленной мощностью по 36 МВт каждая (на базе газотурбинных энергоблоков ГТЭ-009 номинальной мощностью 9 МВт). После проведения реабилитационных мер стало возможным продолжение работ по привлечению инвестиций в строительство газотурбинной теплоэлектростанции "Барнаульская ТЭЦ-4", которую планируется разместить на площадке рядом с ТЭЦ-3, что вдвое уменьшит затраты на строительство за счет использования уже имеющейся инфраструктуры действующей станции.
Для повышения надежности теплоснабжения города, рационального использования топливно-энергетических ресурсов, снижения потерь при производстве и транспортировки тепла необходимы:
реконструкция существующих и строительство новых тепловых сетей с применением новых современных энергоэффективных материалов и технологий;
использование более экономичных видов топлива при производстве тепловой энергии;
оснащение максимально возможного количества объектов городского хозяйства, жилищного фонда и организаций муниципальной бюджетной сферы приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов и воды, контроль за их использованием.
В 2009 году потребление электрической энергии по городу от общего объема в промышленности и строительстве составило 80,35%, в жилищном фонде - 18,86%, в бюджетной сфере - 0,79%. Схема электроснабжения Барнаульского узла является дефицитной и наиболее проблематичной по надежности электроснабжения. Основные приемные электрические подстанции "Чесноковская" и "Власиха", построенные в 1963 - 1966 годах, подлежат реконструкции в связи с полным моральным и физическим износом оборудования и предельной загрузкой трансформаторов. Износ по электрическим сетям, трансформаторным и распределительным подстанциям по городу в целом достигает 59%. Повреждаемость сетей - 0,58 единиц на 1 км, потери электрической энергии при ее передаче - 16,36%.
В городском округе - городе Барнауле с увеличением строительства жилья и объектов административно-торгового и социально-бытового назначения увеличиваются коммунально-бытовые нагрузки. Так как ввод некоторых объектов, предусмотренных схемами развития Алтайской энергосистемы и г. Барнаула, задерживается, на отдельных электрических подстанциях города перегружены силовые трансформаторы или отсутствует возможность подключения вновь заявленной потребителями мощности к электрическим сетям.
Для повышения надежности электроснабжения города, снижения аварийности на сетях и потерь электроэнергии при транспортировке необходимы:
- реконструкция значительного количества электрических подстанций и замена трансформаторов как по причине износа, так и по причине недостаточности мощности;
- развитие сетевого хозяйства и замена существующих сетей на провода большего сечения.
Городской округ - город Барнаул имеет централизованную систему хозяйственно-питьевого водопровода, которая обеспечивает водой промышленные предприятия и население города. Суммарная подача воды в город составляет 240 - 300 тыс. куб. м/сутки, в том числе 10 - 20 тыс. куб. м/сутки - из подземных водозаборов. Общая протяженность сетей водопровода в г. Барнауле более 1100 км, из них магистральных водоводов - более 80 км.