РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2011 года N 538
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 марта 2017 года на основании Решения Барнаульской городской Думы от 31.03.2017 N 784.
____________________________________________________________________
(в редакции Решений Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 691, от 07.06.2013 N 120)
В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения и обеспечения стабильного комплексного развития всех видов городского пассажирского транспорта, повышения эффективности регулирования отношений с предприятиями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, рассмотрев предложения администрации города, городская Дума решила:
1. Утвердить Стратегию развития городского пассажирского транспорта в городе Барнауле на 2011 - 2015 годы (приложение).
2. Рекомендовать ответственным за реализацию мероприятий Стратегии обеспечить их выполнение в указанные сроки.
3. Рекомендовать администрации города информировать городскую Думу о ходе выполнения мероприятий ежегодно до 10 марта.
4. Пресс-центру (Губин М.К.) опубликовать настоящее решение в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
5. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по экономической политике и собственности (Попов В.П.).
Глава города
Л.Н.ЗУБОВИЧ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Решений Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 691, от 07.06.2013 N 120)
Стратегия развития городского пассажирского транспорта в городе Барнауле на 2011 - 2015 годы (далее - Стратегия) представляет собой общий план развития городского пассажирского транспорта.
Одним из основных направлений социально-экономического развития города Барнаула является повышение уровня комфортности проживания населения в городе. Одним из важнейших факторов является состояние и качество работы городского пассажирского транспорта.
Целью городской политики в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования является гарантированное и эффективное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, создание условий для динамичного развития рынка транспортных услуг г. Барнаула, привлечение частных инвестиций, сбалансированное сочетание работы перевозчиков различных форм собственности, создание равных условий, развитие конкуренции, направленной на повышение качества предоставляемых услуг.
Стратегия является основой для формирования программ в области городских пассажирских перевозок:
- программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2012 - 2015 годы";
- программы развития городского электрического транспорта.
В настоящее время в г. Барнауле сложилась развитая маршрутная сеть пассажирского транспорта, включающая трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты, протяженностью 2392 километра. Зачастую маршруты автобусов и электрического транспорта дублируются. В связи с чем в целях оптимизации маршрутной сети и улучшения экономического состояния транспортных предприятий необходимо минимизировать и исключить данные факты.
На маршрутной сети расположено около 1000 остановок общественного транспорта. При этом более половины из них не соответствуют правилам размещения и оборудования (аншлаги, информационные таблички).
Диспетчерское управление, оперативный контроль и регулирование движения пассажирского транспорта осуществляется диспетчерской службой МУП "Горэлектротранс" г. Барнаула с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. За последние годы в связи с переводом транспорта на спутниковое навигационное оборудование было закрыто большинство линейных диспетчерских пунктов (сегодня 11 диспетчерских пунктов против 21, существовавшего в 2006 году).
Увеличились затраты транспортных предприятий на диспетчерское обслуживание. Регулярность движения по данным навигационного оборудования без корректировки составила 60,8%.
Удельный вес транспорта, имеющего большие провозные возможности, в общем составе парка составляет 39,5%, но столько же приходится и на автобусы особо малой вместимости. Рекомендуемый удельный вес автобусов особо малой вместимости, работающих с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте для городов с населением 500 - 1000 тысяч человек - до 10%. Существующее количество микроавтобусов, имея низкие провозные возможности при высокой интенсивности уличного движения, негативно влияет на дорожно-транспортную обстановку, способствует образованию заторовых ситуаций, повышению количества ДТП.
Схема 1
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
По данным научно-исследовательского проекта "Современное состояние и перспективы развития всех видов городского пассажирского транспорта г. Барнаула на 2010 - 2015 годы с перспективой до 2025 года" востребованность транспорта среди пассажиров распределяется следующим образом:
- автобусы большой вместимости - 44%;
- трамваи - 20%;
- троллейбусы - 9%;
- автобусы особо малой вместимости - 27%.
Схема 2
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
То есть, 39,5% подвижного состава, загружая улично-дорожную сеть, перевозят только 27% пассажиров. С целью снижения указанных негативных воздействий, необходимо максимально исключить дублирование маршрутов автобусов и городского электрического транспорта автобусами особо малой вместимости.
Количество автоперевозчиков в городе значительно снизилось со 126 в 2006 году до 38 в 2011 году, то есть более чем в 3 раза. Количество транспорта, работающего на линии, снизилось с 1200 единиц в 2006 году до 1012 единиц в 2011 году. В целом уровень обеспечения населения пассажирскими перевозками является удовлетворительным (по данным Центра проектирования и внедрения организации труда на автомобильном транспорте).
На 01.01.2011 перевозку пассажиров на территории города осуществляют муниципальное предприятие электрического транспорта и 38 коммерческих автобусных предприятий (с учетом дочерних компаний - 53).
С 2006 по 2010 годы произошло снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 20% (с 1631 до 1314 случаев), в которых погибло 74 и 56 человек и пострадали 1937 и 1564 человека соответственно. Реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2010 - 2012 гг.", направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, способствовала снижению уровня аварийности с участием детей на 4,9% в сравнении с 2009 годом.
Вместе с тем, доля дорожно-транспортных происшествий с участием пассажироперевозящего транспорта остается неоправданно высокой, поэтому мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, будут продолжены.
Особо проблемным вопросом является перевозка пассажиров легковыми таксомоторами, где автомобили выезжают на линию без технического осмотра механиками, водители не проходят предрейсовый медосмотр, что негативно влияет на качество предоставляемых услуг и безопасность движения.
Качество транспортного обслуживания подразумевает регулярность движения транспортных средств, повысить которую до 90% необходимо в кратчайшие сроки. Также на качество влияет состояние подвижного состава и культура обслуживания пассажиров. На 01.01.2011 износ автобусов, осуществляющих перевозки по маршрутной сети города, составляет около 50%, городского электрического транспорта более 90%. Необходимо продолжить обновление подвижного состава всех видов городского транспорта.
В течение последних лет, в связи с низкой заработной платой и тяжелыми условиями труда, текучесть квалифицированных работников транспортных предприятий (водители, механики и др. персонал) стала носить массовый характер.
В городе работает 1 междугородный автовокзал (Барнаульский автовокзал), с которого осуществляются отправления по межмуниципальным, межсубъектным, междугородным и международным маршрутам. Для части которых конечным остановочным пунктом является автовокзал пригородного направления, расположенный на территории линейного диспетчерского пункта "Спартак-2".
В связи с большой загруженностью магистралей автомобильным транспортом планируется разгрузить центральную часть города с использованием периферийных улиц для маршрутов межмуниципального направления. При открытии новых межмуниципальных маршрутов со стороны Змеиногорского направления и Правобережного тракта необходимо предусматривать конечным остановочным пунктом автобусов линейный диспетчерский пункт "Спартак-2", при движении со стороны Старого коммунального моста через р. Обь - автовокзал. Подвоз пассажиров к указанным автобусным станциям производить городскими маршрутами.
С железнодорожного вокзала осуществляется перевозка пассажиров поездами на тепловозной и электрической тягах как по Алтайскому краю, так и за его пределы. Пригородные поезда следуют на тепловозной тяге в Ребрихинском, Алейском и Рубцовском направлениях, электропоезда следуют от станции Барнаул в Северном (Новосибирск, Черепаново), Каменском и Кузбасском направлениях.
Имеется международный аэропорт Барнаул имени Г.С.Титова, являющийся одним из крупных авиационных предприятий Западно-Сибирского региона, которое обеспечивает прием и обслуживание воздушных судов на маршрутах, связывающих как регионы России, так и ближнее и дальнее зарубежье. Доставка горожан к аэропорту осуществляется маршрутами автобусов различной вместимости.
В Стратегии необходимо решить следующие основные задачи:
- совершенствование маршрутной сети;
- оптимизация структуры подвижного состава;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечение стабильной работы городского пассажирского транспорта, в том числе социальных видов перевозок;
- развитие городского электрического транспорта;
- повышение качества транспортного обслуживания населения.
При этом будут достигнуты приоритетные цели:
- сокращение времени на передвижение населения;
- повышение комфортности поездки и качества предоставляемых услуг;
- разгрузка улично-дорожной сети;
- снижение аварийности на пассажироперевозящем транспорте;
- уменьшение загрязнения окружающей среды.
Для определения и уточнения пассажиропотоков на разных направлениях проводится мониторинг с использованием автоматизированной системы мониторинга пассажирских перевозок (АСМ-ПП). Полученные результаты используются для организации рациональной маршрутной сети и ее корректировки.
Значительная концентрация потока автобусов особо малой вместимости на магистральных улицах, уже имеющих предельную степень загрузки 80 - 100% (пр-кты Ленина, Строителей, Красноармейский, Павловский тракт), с одной стороны, снижает эксплуатационные характеристики маршрутов, с другой - перегружает магистральные улицы, уменьшает скорость транспортного потока.
Решением данной проблемы может стать изменение маршрутов, обслуживаемых автобусами особо малой вместимости с переносом их трасс движения с пр-кта Красноармейский на пр-кт Социалистический, с пр-кта Ленина на пр-кт Комсомольский.
В качестве основного каркаса системы пассажирского транспорта для г. Барнаула будут приняты линии транспорта общегородского уровня с высокой провозной способностью: маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов большой вместимости, эксплуатирующиеся по магистральным направлениям улично-дорожной сети.
Для увеличения пропускной способности необходимо последовательно вести расширение проезжих частей, в том числе за счет организации движения автомобильного транспорта по трамвайным путям на пр-ктах Красноармейский, Ленина, ул. Попова, Малахова, а в долгосрочной перспективе планировать строительство новых магистралей города с использованием многоуровневых путепроводов.
Запланировано осуществить создание удобных комплексных пересадочных узлов между маршрутами пригородного сообщения и городскими как одного, так и различных видов транспорта:
- на пересечении ул. Мамонтова и пр-кта Социалистического на базе существующего ЛДП "Спартак-2";
- на пл. Победы у железнодорожного вокзала;
- в случае необходимости на пересечении ул. Попова - ул. Власихинская.
Максимальное устранение в центральной части города стоянок легкового транспорта, так как припаркованные автомобили занимают часть крайней правой полосы, делая ее непригодной для движения транспорта. Для решения данной проблемы необходимо при строительстве новых объектов предусматривать организацию подземных стоянок либо вынесение парковок с центральных улиц на дворовые территории.
Общий рост количества пассажироперевозящего транспорта в 90-е годы произошел за счет превышения выпуска на линию автобусов особо малой вместимости. Недостаток автобусов большой вместимости привел к перенасыщению микроавтобусами основных пассажирских магистралей города. Практически все они дублируют маршруты электрического транспорта и автобусов большой вместимости. Избыток транспорта приводит к резкому снижению скорости сообщения, безопасности поездки, увеличению ДТП и ухудшению экологии.
В связи с этим необходима оптимизация соотношения между разными видами и типами транспортных средств, которые используются на городских маршрутах. Добиться этого возможно путем привлечения инвестиций в городской электрический и автобусный транспорт большой вместимости. Основными источниками инвестиций будут городской бюджет и средства юридических или физических лиц. Акцент ставится на приобретение новых троллейбусов. Обновление автобусного парка будет производиться ежегодно за счет средств перевозчиков.