В рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, которая обязывает проведение внешней проверки годовой отчетности главных администраторов средств бюджета города, проведена внешняя проверка отчетности 25 главных распорядителей средств бюджета города, главных администраторов доходов бюджета города, источников финансирования дефицита бюджета, из них 3 - с выходом на место, проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета города за 2011 год и подготовлено на него заключение.
Результаты внешней проверки свидетельствуют о ежегодной тенденции к более качественному составлению годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета города.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 10252636,9 тыс. рублей, или 101,3% от плана, по расходам - 10203804,0 тыс. рублей, или 96,1% от плана, с превышением доходов над расходами на 48832,9 тыс. рублей.
Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2010 год: по доходам - на 23,0%, расходам - на 25,4%.
Увеличение доходной части бюджета города в 2011 году связано с положительной тенденцией стабилизации экономики города, проведенной работой по сокращению задолженности по доходам, а также с увеличением безвозмездных поступлений от других уровней бюджетной системы.
Расходная часть бюджета не исполнена в полном объеме, в основном, за счет остатков на конец отчетного года средств федерального и краевого бюджетов, которые планировалось использовать по целевому назначению в 2012 году, предоставлением социальных пособий и выплат по факту обращений граждан.
В ходе внешней проверки установлены отдельные финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 35854,0 тыс. рублей:
1. Отдельными распорядителями и получателями средств бюджета города не обеспечивался контроль за эффективным использованием бюджетных средств, в результате, при отсутствии потребности, бюджетные средства направлялись на оплату платежей будущих периодов.
Необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 263,1 тыс. рублей. Отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет, и данные расходы можно считать неэффективными.
Следует отметить, что сумма необоснованного отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность сократилась почти в 2 раза по сравнению с предшествующим годом и в 25 раз по сравнению с внешней проверкой годового отчета за 2008 год, проводившейся впервые, что свидетельствует о положительной динамике в недопущении подобных нарушений бюджетного процесса.
2. Отдельными главными администраторами бюджетных средств допущены нарушения бюджетного учета, в том числе нарушения в оформлении первичной учетной документации и ведении бюджетного учета основных средств комитетом по культуре города Барнаула (10682,7 тыс. рублей), в результате чего был излишне уплачен налог на имущество (2,6 тыс. рублей), несвоевременное списание дебиторской задолженности по ликвидируемым муниципальным предприятиям (101,7 тыс. рублей).
3. Нарушение указаний о порядке применения бюджетной классификации на сумму 1421,0 тыс. рублей.
4. Несвоевременная актуализация долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2010 - 2012 гг." заказчиком - комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Отклонение расходов, предусмотренных программой на 2011 год, от утвержденных бюджетом города составило 23382,9 тыс. рублей, не корректировались объемы расходов по мероприятиям программы, целевые индикаторы, что свидетельствует о неисполнении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.
5. В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ не соблюдены сроки утверждения двух долгосрочных целевых программ: "Электронный Барнаул на 2011 - 2015 годы", "Капитальный ремонт административных зданий органов местного самоуправления города Барнаула на 2011 - 2013 годы".
6. В Реестре расходных обязательств города Барнаула были указаны не все нормативно-правовые акты, определяющие расходные обязательства города Барнаула.
7. Отмечен большой объем задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города, работа по снижению которой является резервом для увеличения доходной части бюджета. Продолжало иметь место отсутствие должного взаимодействия между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула и администрациями районов города, осуществляющими заключение договоров аренды земельных участков для размещения объектов некапитального строительства. В рамках внешней проверки бюджетной отчетности за 2010 год Счетная палата города Барнаула обращала внимание на данный факт, однако показатели бюджетной отчетности за 2011 год по данному виду поступлений не улучшились.
Дебиторская задолженность по расчетам с Фондом социального страхования по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложилась у отдельных распорядителей бюджетных средств по состоянию на 01.01.2012 в общей сумме 558,7 тыс. рублей, из которой 518,0 тыс. рублей подлежало перечислению в бюджет города.
По итогам внешней проверки годового отчета Счетной палатой направлено представление об устранении выявленных нарушений органу, организующему исполнение бюджета города, - комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, 5 представлений - главным распорядителям бюджетных средств, допустившим нарушения бюджетного законодательства, и 5 писем - главным распорядителям бюджетных средств, у которых выявлены отдельные недостатки при исполнении бюджета города.
В целях устранения выявленных нарушений по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2011 год принято распоряжение администрации города от 31.05.2012 N 144-р "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием сроков устранения нарушений и ответственных исполнителей.
В результате подлежало возмещению в бюджет города 741,2 тыс. рублей. Бюджетные средства, необоснованно отвлеченные в 2011 году в дебиторскую задолженность, а также дебиторская задолженность по единому социальному налогу в связи с начислением пособий по временной нетрудоспособности и излишне уплаченный налог на имущество восстановлены в бюджет города в сумме 626,7 тыс. рублей.
На контроле остается возмещение в бюджет города средств в размере 114,5 тыс. рублей, необоснованно отвлеченных в дебиторскую задолженность комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.
Для устранения выявленных в ходе внешней проверки нарушений и недостатков приняты новые или внесены изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты:
- постановлением администрации города от 30.05.2012 N 1576 утвержден Порядок организации работы по электронному обмену данными между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и администрациями районов города, сельскими, поселковой администрациями по договорам аренды земельных участков под объектами некапитального строительства, согласно которому с июня 2012 года осуществляется передача информации;
- постановлением администрации города от 26.06.2012 N 1740 утверждено Положение о ведении Реестра расходных обязательств города Барнаула, пунктом 6 которого установлена ответственность главных распорядителей средств бюджета города за полноту, своевременность и достоверность представляемых комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула сведений для ведения Реестра;
- решением городской Думы от 31.08.2012 N 811 внесены дополнения в Положение о комитете по культуре города Барнаула в части наделения его полномочиями балансодержателя объектов, являющихся муниципальным казенным имуществом.
Устранены нарушения в части применения кодов бюджетной классификации, ведения бюджетного учета. За ненадлежащее исполнение бюджетного процесса и допущенные нарушения понижен размер премии 4 работникам органов местного самоуправления на сумму 1,2 тыс. рублей.