В целях улучшения инвестиционного климата в городе Барнауле внедрен стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, усовершенствованы правовые и организационные механизмы привлечения инвестиционных ресурсов, создана и развивается инвестиционная инфраструктура, сформирована база свободных промышленных и инвестиционных площадок, система информационного обеспечения участников инвестиционного процесса посредством интернет-ресурсов и печатных изданий, создан институт инвестиционного уполномоченного, организована работа проектного офиса по сопровождению проектов.
В 2013 - 2014 годы объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций ежегодно возрастал, обеспечивая около половины всех инвестиционных средств экономики Алтайского края. С 2015 года не осуществляется статистический учет по полному кругу организаций. Общий объем инвестиций в экономику города по крупным и средним организациям за 2013 - 2017 годы составил порядка 98,0 млрд рублей. Увеличилась доля частных (внебюджетных инвестиций) с 56,5% в 2012 году до 72,7% в 2017 году.
В видовой структуре по крупным и средним организациям за 2017 год наибольшую долю занимают инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства и инструменты (40,9%), на долю жилых зданий и помещений приходится 26,7% инвестиций, зданий (кроме жилых) и сооружений - 26,0%, информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования - 5,3%. В структуре источников финансирования увеличиваются собственные средства предприятий.
Рост инвестиционной активности ограничивает высокая стоимость электроэнергии в связи с отсутствием крупных электростанций в регионе. Также негативно влияет низкая обеспеченность инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой. Значительные расходы на выполнение технических условий по подключению к инженерным сетям делают инвестиционные проекты менее эффективными, а территорию города менее привлекательной для инвесторов. Кроме того, освоение новых промышленных площадок и микрорайонов жилищной застройки требует комплексного развития транспортной и коммунальной инфраструктуры.
С целью дальнейшего роста объема инвестиций в основной капитал и улучшения инвестиционной привлекательности города необходимо решение следующих проблем:
длительность процедур по получению в аренду земельных участков и подготовке градостроительной документации;
высокие энерготарифы;
наличие барьеров, связанных с порядком подключения к инженерным сетям;
малое количество инженерно подготовленных инвестиционных площадок;
неполная реализация возможностей участия города в федеральных и региональных государственных программах в связи с ограниченностью бюджета города по софинансированию проектов;
недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов;
отсутствие механизмов налогового и финансового стимулирования инвесторов.