Мероприятия, направленные на экономию потребления ЭР, проводятся в учреждениях и организациях муниципальной бюджетной сферы с 2004 года. До 2009 года мероприятия были ориентированы на установку приборов учета в учреждениях бюджетной сферы города и проведение малозатратных мероприятий (анализ и утверждение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов учреждениями, финансируемыми из городского бюджета).
С вступлением в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) перечень энергосберегающих мероприятий расширился. В соответствии со статьей 24 Закона в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальные учреждения, начиная с 1 января 2010 г., обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
В течение 2009 - 2013 годов объем потребляемых ЭР в муниципальном бюджетном секторе по видам энергоресурсов составил:
Объем потребления ЭР муниципальным бюджетным сектором города | Значения по годам | ||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
электрической энергии, тыс. кВт.ч | 46993 | 44224 | 42897 | 41610 | 40362 |
тепловой энергии, тыс. Гкал | 278,6 | 270,5 | 262,4 | 254,5 | 246,9 |
холодной воды, тыс. куб. м | 1563 | 1517,5 | 1445,2 | 1399,4 | 1357,4 |
Одним из приоритетов государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является освоение потенциала энергосбережения в социальной сфере.
Сложившаяся система контроля за потреблением коммунальных услуг не стимулирует ответственных лиц в муниципальных учреждениях к обеспечению режима энергосбережения.
Решить проблему низкой энергетической эффективности зданий возможно, используя программно-целевой метод, путем выделения средств из бюджета города на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Максимальный и быстро окупаемый эффект дают мероприятия по установке современных систем автоматизации потребления тепловой энергии, модернизации систем внутреннего освещения с целью внедрения энергосберегающих ламп (светильников) и созданию систем управления освещением.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить из строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов модернизации инженерного оборудования зданий целесообразно обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
Перспективные механизмы финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - это энергосервисные договоры (контракты), основными задачами которых являются:
формирование механизмов, обеспечивающих привлечение целевых инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
снижение энергопотребления и эффективное использование ЭР;
формирование действенных стимулов к энергосбережению во всех секторах экономики.
Главным условием использования энергосервисных договоров (контрактов) при реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в учреждениях муниципальной бюджетной сферы является наличие энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования.