В условиях проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства одним из способов преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Особенно важным на данном этапе является обеспечение соразмерности повышения тарифов на платные услуги (в том числе и жилищно-коммунальные) с ростом доходов населения.
На первом этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства особенно остро встает задача обеспечения социальной поддержки незащищенных низкодоходных категорий населения. Реформирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, негативно отразится в первую очередь на малообеспеченных категориях населения. Это вызывает необходимость совершенствования системы социальной защиты в области, упорядочения льгот и усиления адресной направленности выделяемых из бюджета средств, с целью сохранения доступного для потребителей уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг. Поэтому в целях смягчения для населения результатов реформирования ЖКХ должны быть введены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям (квартиросъемщикам).
Другим видом социальной поддержки является предоставление значительной части населения области льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Общее количество льготников (всех категорий) на 01.01.2001 г. составляет 261.7 тыс. человек.
Установление повышенных ставок оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг повлечет за собой неизбежный процесс перераспределения жилья, связанный со стимулированием проживания в жилом помещении и пределах социальной нормы. Нельзя допустить, чтобы этот процесс приобрел неуправляемый характер и привел к ухудшению положения малообеспеченных групп населения.
Важной задачей при реформировании жилищно-коммунального хозяйства является также формирование жилищного фонда социального использования для предоставления его социально незащищенным слоям населения, в первую очередь многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами и другим категориям граждан, имеющим право на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством или не имеющим социальной нормы жилой площади за счет жилья, освобождаемого населением, имеющим сверхнормативную жилую площадь, в установленном законом порядке.
Обеспечение социальной защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг со стороны государственной власти, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций заключается в следующем:
1. Невключение в тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства.
2. Развитие программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям как одного из видов адресной социальной поддержки.
3. Введение оправданного, экономически обоснованного уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
4. Обоснование и введение ставок на оплату жилья для семей, не имеющих социальной нормы жилья.
5. Упорядочение системы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основе пересмотра правовой базы и четкого определения источника финансирования каждой из льгот.
6. Создание повсеместно отделов (секторов, служб) по предоставлению гражданам жилищных субсидий в системе органов социальной защиты населения на базе имеющихся штатных единиц сотрудников адресной поддержки.
Потребность в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных категорий граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного семейного дохода):
2000 год - 20%
2001 год - 22%
2002 год - 23%
2003 год - 25%.
Заказчик: Департамент социальной защиты населения Администрации области.
Срок реализации: 2000-2001 годы.
Объем финансирования: 6.1 млн. руб.