Изменение кризисной ситуации, в которой оказалось население России в период реформ, требует принятия концепции государственной политики в области уровня жизни населения в условиях перехода к рынку.
Базовыми предпосылками такой концепции являются следующие:
- принимая во внимание прошлое, настоящее и стратегические целевые установки, в России должна формироваться социальная рыночная экономика. Это означает свободу и суверенитет личности и семьи, активность и ответственность индивида за свои действия в сфере труда, потребления, образования и репродуктивного поведения. В свою очередь государство обеспечивает политические, правовые и экономические условия для реализации личности, не допуская развития патернализма, характерного для плановой экономики;
- функции государства должны быть направлены на обеспечение минимальных социальных гарантий, поддержку активных слоев населения, установление правового пространства в обществе, заботу об охране окружающей среды;
- в основе социальной политики должно лежать оптимальное сочетание минимальных гарантий и социального страхования, обеспечивающего недопущение ухудшения положения личности в основных сферах жизнедеятельности в связи с безработицей, болезнью, старостью, необходимостью повышать квалификацию.
Интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма. Роль социальной страховки для всех членов общества выполняет определенный круг благ, которые предоставляются как государственная гарантия. Такие гарантии (прежде всего минимальная заработная плата и пенсия, охрана здоровья, образование) призваны обеспечить минимальные условия жизнедеятельности всем членам общества, создать им равные стартовые возможности. Тот, кто по не зависящим от него причинам лишен их, нуждается в социальной защите (например, больные, инвалиды, глубокие старики).
Следующим уровнем должны стать механизмы социальной поддержки. От государственных гарантий они должны отличаться заявительным принципом предоставления, участием людей в достижении поставленных целей за счет использования собственных ресурсов и возможностей. Заинтересованы в государственной поддержке те группы населения, которым нужна некоторая опора для продвижения к более высокому уровню реализации (например, начинающие предприниматели, фермеры, т.е. в основном будущий средний класс). Для ее получения граждане должны рационализировать свои интересы, предпринимая значительные усилия для поиска путей и средств решения своих проблем. Иными словами, программы социальной поддержки призваны дать импульс социальной динамике, помочь тем, кто на деле стремится преодолеть трудности, но не находит для этого необходимых сил и ресурсов.
Наверху предлагаемой системы находятся либеральные конструкции, гарантирующие свободу реализации интересов тех, кто уже не нуждается ни в чем, кроме этой свободы и защиты ее от криминальных посягательств и бюрократизма. Представители этой части населения лучше адаптировались к чисто либеральным конструкциям и им нужны лишь условия реализации своих способностей.
Такая интегральная система призвана содействовать решению ключевых задач социальной политики переходного периода: обеспечить бескризисную адаптацию тех слоев и групп населения, которые находятся в наиболее острой ситуации, стимулировать социальную структуризацию и социальную динамику, не разрушая интеграционные связи общества.
Реализация предлагаемой концепции повышения уровня жизни населения должна осуществляться в рамках методологического единства между федеральной и региональной составляющими новой социальной стратегии и деталей ее реализации. Вместе с тем, в условиях усиления территориального аспекта управления социально-экономическим развитием, с учетом повседневных функций региона по обустройству территории и улучшению "человеческого капитала", представляется необходимым появление региональных инициатив социальной направленности, выражаемых в форме целевых программ повышения уровня жизни населения. Это тем более важно, что позволяет увязать общефедеральную социальную политику с уровнем развития экономики региона, региональными условиями и возможностями.