Одной из важных проблем для населения является крайне низкая заработная плата, являющаяся основным источником его доходов. В 1999 году заработная плата составила по области в отраслях экономики в среднем 1279 рублей в месяц, или 1.4 прожиточного минимума, т.е. достигнутая заработная плата не позволяет работающему обеспечить минимальными средствами к существованию хотя бы одного иждивенца.
В то же время имеющиеся данные показывают, что в экономике имеются резервы роста заработной платы. Результатом наблюдавшегося в последние годы экономического роста стал значительный рост создаваемой в экономике добавленной стоимости, однако предприятия предпочитают сохранять низкий уровень оплаты труда, направляя средства на развитие материальной базы производства. Причиной такого положения дел является как объективная потребность производств в обновлении основных фондов, так и политика государственных органов, устанавливающих крайне высокие ставки налогов и отчислений от фонда оплаты труда и предусматривающих весьма жесткие меры (вплоть до уголовной ответственности) к руководителям предприятий, не исполняющих данные платежи в полном объеме.
С 01.01.2001 г. внесены изменения в федеральное налоговое законодательство. Прогрессивные ставки по подоходному налогу с физических лиц заменены фиксированной ставкой равной 13% независимо от величины дохода (заработной платы). Предусмотрены регрессивные ставки для единого социального налога - чем выше заработная плата работающих на предприятии - тем ниже ставка налога.
Цель настоящего проекта - разработка и внесение в порядке законодательной инициативы в федеральный и областной органы законодательной власти предложений по созданию налогового режима благоприятствования для работодателей, обеспечивающих увеличение заработной платы работников без сокращения их численности.
Основные направления проекта:
- подготовка проекта федерального закона "О внесении дополнений в федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривающего льготы по налогу на прибыль для предприятий, где обеспечивается рост заработной платы работающих;
- подготовка проекта закона Астраханской области "О внесении дополнений в Закон Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области", предусматривающего понижение ставки по налогу на прибыль в части консолидированного бюджета области для предприятий, где обеспечивается рост заработной платы работающих.
Ответственный исполнитель: Комитет экономики и инвестиционной политики Администрации области.
Срок реализации: 2000-2001 гг.