Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА

 Оценка современного состояния и проблем повышения уровня жизни населения области


Результаты экономического развития области за 1997-1999 гг., переход экономики области в стадию устойчивого роста, рост доходов бюджета позволяют перейти к решению основной задачи - повышению уровня и качества жизни населения области. Более того, промедление с решением данного вопроса может привести к снижению темпов экономического роста, так как рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства напрямую связан с платежеспособным потребительским спросом населения. Важную роль в процессе становления рыночных отношений играет отношение населения к политике государства. Достижение положительной динамики в этом вопросе невозможно без реального повышения уровня жизни людей.

В настоящее время в области существует ряд серьезных проблем, связанных с уровнем жизни населения. Так, с 1990 г. население области потеряло (в реальном исчислении) 45.2% денежных доходов, в том числе 49.2% заработной платы и 48.7% пенсий. Резко возросла поляризация населения по доходам: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила на конец 1999 г. 42.9%, децильный коэффициент дифференциации населения (коэффициент фондов) - 7.14. Покупательная способность доходов бедного населения (с доходами ниже 900 рублей) составила в 1999 г. всего 0.7 набора прожиточного минимума (53% от средней покупательной способности), пенсионеров - 0.74% прожиточного минимума (58% от средней покупательной способности).

Увеличению расслоения населения способствуют крайне резкие перепады заработной платы по отраслям экономики. Так, заработная плата работников топливной промышленности в 1999 г. составляла в среднем 5335 руб. в месяц, в то время как в сельском хозяйстве - всего 500 руб., то есть более чем в 10 раз меньше.

При этом в ряде отраслей (в основном имеющих и без того низкий уровень оплаты труда) наблюдаются существенные задержки заработной платы. Так, в сельском хозяйстве задолженность по заработной плате на конец 1999 года составила 2.3 месячных фонда заработной платы предприятий, имеющих задолженность, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 3.7.

Отдельной проблемой остается значительная роль теневой экономики в формировании доходов населения. При этом с одной стороны, происходит увеличение доходов населения, занятого в теневой экономике, а с другой - эти доходы выпадают из легального оборота, не только снижая налоговую базу бюджета, но и лишая их получателей права на получение ряда социальных благ (бесплатной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и т.д.).

Происходящие в экономике изменения существенно затронули сферу занятости населения. Произошел переход от ситуации дефицита рабочей силы к ее излишку. С 1991 года в области наблюдается ежегодное сокращение численности занятого населения. Стабилизация промышленности в конце 1997 и начале 1998 годов не оказала ожидаемого влияния на снижение численности занятых в экономике области. Снижение численности наблюдалось во всех отраслях материального производства. С середины 1998 года начался процесс незначительного снижения численности занятых в непроизводственной сфере. По сравнению с 1991 г. численность населения, занятого в экономике области, уменьшилась на 91.2 тыс. человек (на 18.6%).

Важным потребителем рабочей силы стал частный сектор, доля которого в общей численности занятых увеличилась с 18.1% до 42.9% (или с 11.6% до 30.2% к общей численности трудоспособного населения).

Ситуация несколько улучшилась в 1999 году: произошло сокращение более чем на 20 процентов размеров высвобождения работников с предприятий и организаций области, в результате чего впервые за последние годы на предприятиях и в организациях области численность принятых более чем на тысячу человек превысила численность выбывших. Как и прежде, основная доля выбывших с предприятий и организаций увольнялась по собственному желанию (75.4% к общему выбытию).

Несмотря на снижение доли высвобожденных в связи с сокращением численности персонала в 1999 году до 6.1% против 9.6% в 1998 году к общему числу выбывших, остается высоким высвобождение в торговле и общественном питании - 9.1%. промышленности - 10.3%, строительстве - 5.9%, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение - 20.2%, жилищно-коммунальном хозяйстве - 3%, органах управления - 16.1%.

Структура поступления трудовых ресурсов на контролируемый рынок труда отражает социальные процессы, происходящие в регионе. Начиная с 1992 года быстрыми темпами росло число безработных. Данная тенденция сохранилась до 1997 года, на 01.01.97 года в органах службы занятости было зарегистрировано безработными 24.1 тыс. человек. В течение двух последних лет численность официально зарегистрированных безработных снижалась и составила на 01.01.99 года 18.9 тыс. человек, на 01.01.2000 года - 10.5 тыс. человек, однако снижение это кажущееся. Проводимые обследования по проблемам занятости показывают, что в службу занятости обращаются менее половины лиц, ищущих работу. Это связано, в первую очередь, с величиной пособия по безработице, условиями постановки на учет безработных и порядка их регистрации.

1997-1999 годы характеризуются ростом численности населения в трудоспособном возрасте (в данную группу постепенно входят лица 80-x годов, когда рождаемость была достаточно высокой), что еще больше обостряет проблему занятости.

В целях решения вопросов содействия занятости молодежи осуществляется сотрудничество департамента ФГСЗН со всеми службами Администрации области и особенно с департаментом общего и профессионального образования Администрации области.

Реализация мероприятий по сотрудничеству позволит организовать временную занятость молодежи и подростков. Эффективной формой работы в этом направлении остается проведение ярмарок вакансий, в процессе подготовки которых, значительно расширены сферы взаимодействия департамента ФГСЗН и органов местного самоуправления по решению вопросов трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи.

Все эти проблемы требуют формирования ясной и четкой государственной политики в области уровня жизни населения, адаптированной к реалиям текущего момента. Необходимо не только принятие мер по стимулированию экономического развития области, но и пересмотр существующей системы социальной политики. Для достижения этих целей была разработана концепция повышения уровня жизни населения области.