Сфера государственного регулирования цен (тарифов) на уровне субъекта РФ регламентирована Перечнем продукции (услуг), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по государственному регулированию цен (тарифов)".
В настоящее время государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию, не входящую в этот перечень, осуществляется в большинстве регионов России (59). В частности в Поволжском районе цены на социально значимые продукты питания регулируются в шести из восьми областей и республик. Это позволяет сдерживать цены на социально значимые товары, поддерживать местных товаропроизводителей, избегать сезонного повышения цен. Оптимальное сочетание государственного регулирования цен на уровне краев, областей с рыночными методами хозяйствования позволит насытить потребительский рынок продукцией собственного производства и предложить ее покупателю по приемлемой цене.
В рамках реализации проекта предполагается:
1. Принятие закона Астраханской области "О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за ними на территории Астраханской области".
2. Развитие механизмов государственного регулирования цен и тарифов.
Закон определяет правовые основы ценообразования, складывающиеся в процессе формирования и государственного регулирования цен и тарифов на территории Астраханской области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов исполнительной государственной власти.
Объектами государственного регулирования цен (тарифов) в первую очередь будут продукты питания, товары и услуги, входящие в состав минимальной потребительской корзины Астраханской области.
Государственное регулирование цен и тарифов будет осуществляться во взаимоувязке с финансовой, кредитной, налоговой и социально-демографической политикой, проводимой Администрацией области.
Региональное регулирование цен, направленное на создание условий по сдерживанию роста цен на социально значимые товары и услуги, в том числе для малоимущих слоев населения, предполагает расширение механизма государственного регулирования с использованием таких методов, как:
- заключение ценовых соглашений по цепочке технологического передела;
- льготное налогообложение хозяйствующих субъектов, участвующих в производстве и реализации социально значимых товаров и услуг;
- выделение ссуд и субсидий из областного и местных бюджетов.
Администрация области в пределах своих полномочий самостоятельно будет определять направления и методы регулирования цен тарифов для субъектов ценообразования по установленному перечню продукции, товаров и услуг. Регулирование вводится на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее. При этом принимаются во внимание:
- обоснованность всех статей затрат в себестоимости производства (реализации);
- стоимость основных производственных фондов, потребность в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений и собственной прибыли;
- удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;
- соответствие качества производимой (реализуемой) продукции спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Ответственный исполнитель: Отдел цен Администрации области.
Срок реализации проекта: 2001-2005 гг.