В последние годы в большинстве сел активное трудоспособное население занято производством животноводческой и овощеводческой продукции преимущественно в личных подсобных хозяйствах, причем объемы производства позволяют обеспечить содержание их семей и осуществлять расширенное воспроизводство.
В этих условиях возникает объективная необходимость выработки органами государственной власти и местного самоуправления действенной системы мер по поддержке личных подсобных хозяйств, в результате реализации которых можно решить следующие задачи:
- обеспечить занятость населения сельскохозяйственных районов области;
- повысить уровень доходов сельских жителей;
- увеличить производство сельскохозяйственной продукции;
- трансформировать в перспективе личные подсобные хозяйства в семейное фермерство.
Учитывая, что развитие личных подсобных хозяйств является одним из перспективных направлений сельскохозяйственной отрасли в области и в настоящее время рассматривается как одна из форм аграрного производства следующего десятилетия, необходимо в первоочередном порядке на государственном уровне отработать и внедрить хозяйственные механизмы, способствующие решению следующих основных проблем развития личных подсобных хозяйств, связанных с:
- реализацией выраженной продукции;
- обеспечением кормами;
- обеспечением молодняком скота и птицы;
- ветеринарным обслуживанием;
- выполнением трудоемких операций;
- обеспечением специальной техникой.
Решение этих проблем на государственном уровне возможно путем реализации следующих направлений.
1. Создание механизмов закупки сельскохозяйственной продукции. Ведущая роль в организации закупок сельскохозяйственной продукции в сельских районах области принадлежит потребкооперации. Потребительская кооперация как социально-ориентированная система имеет необходимый потенциал для решения проблемы занятости населения, создания рабочих мест, использования трудового и интеллектуального потенциала сельского населения в работе кооперативных организаций, взаимодействия и сотрудничества с организациями и предприятиями агропромышленного комплекса.
Кроме того, необходимо развитие заготовительной деятельности перерабатывающих предприятий области с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных хозяйств. Прежде всего, это относится к организации закупок молока и мяса. Не менее перспективной формой сбыта выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции является поставка ее для государственных нужд, т.е. обеспечение учреждении социальной сферы продуктами питания.
2. Материально-техническое обеспечение развития личных подсобных хозяйств. Для успешного функционирования личным подсобным хозяйствам необходимо своевременное обеспечение качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, садово-огородным инвентарем и инструментами.
Для материально-технического обеспечения личных подсобных хозяйств необходимо укрепление позиций уже существующей инфраструктуры (ГУП "Астраханьсортсемовощ", АО "Агропромтехника", Облрыболовпотребсоюз, ГУП "Астраханское").
Также удовлетворение потребности личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственной технике возможно путем создания Администрацией области лизингового фонда.
3. Земельная политика в отношении личных подсобных хозяйств. Земельная политика в отношении личных подсобных хозяйств направлена на повышение эффективности использования земли путем осуществления практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности, вовлечения земельных участков в экономический оборот, передачи земли эффективным хозяйствующим субъектам.
В целях развития личных подсобных хозяйств необходимо проводить работу, направленную на увеличение в установленном порядке предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, за счет долей муниципальных сельскохозяйственных земель, предоставляемых в аренду для производства сельскохозяйственной продукции.
Органы по земельным ресурсам и землеустройству должны обеспечить проведение комплекса мер, нацеленных на обеспечение компактного размещения земельных участков личных подсобных хозяйств в целях создания условий для их добровольного кооперирования в области производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и сервисного обслуживания.
4. Финансовая поддержка развития личных подсобных хозяйств. Финансовая помощь со стороны государства может осуществляться по двум направлениям:
1. Разработка механизмов финансирования инфраструктуры переработки и сбыта продукции личных подсобных хозяйств, включающих в себя выделение кредитов перерабатывающим и закупочным предприятиям под оборотные средства для закупок продукции у личных подсобных хозяйств под соответствующий государственный заказ.
2. Прямое финансирование приобретения личными подсобными хозяйствами племенного скота, семян, топлива, удобрений и ядохимикатов. Для этого в бюджете области следует предусмотреть средства для создания фонда поддержки личных подсобных хозяйств. Эти средства можно разместить в создаваемом Россельхозбанке, оговорив условия предоставления кредита индивидуальным заемщикам под залог имущества на конкретные цели по сниженной ставке при ответственности банка за возврат кредита. Возможно использование кредитных ресурсов банка с использованием бюджетных средств для снижения процентной ставки.
4. Научно-техническое обеспечение развития личных подсобных хозяйств. Развитие личных подсобных хозяйств в Астраханской области предлагается обеспечить наиболее эффективными и апробированными на практике научно-техническими достижениями учреждений научной сферы и отдельных групп ученых, путем внедрения результатов научно-технических разработок на новой технологической основе.
К таким разработкам прежде всего следует отнести рекомендации ученых-животноводов по повышению продуктивности скота и использованию новых агротехнических приемов выращивания овощебахчевых культур, а также новые разработки астраханских ученых в области применения в хозяйствах нетрадиционных источников энергии (например, для производства тепло- и электроэнергии), средств малой механизации.
В течение 2001-2005 годов силами астраханских ученых ведущих вузов города будут проведены исследования по наиболее эффективному ведению хозяйственной деятельности в личных подсобных хозяйствах Астраханской области, а также будет организован постоянно действующий семинар по обмену опытом работы работников таких хозяйств.