Автотранспортное обслуживание пассажиров на городских, пригородных (до 50 км), междугородных (внутриобластных, свыше 50 км) и внутрирайонных маршрутах области осуществляют два государственных предприятия (АПАП-3 и АПАП-4), два акционерных общества (Холдинг Союз транспортных фирм "Русь" и ОАО "Астраханский таксомоторный парк"), а также три муниципальных предприятия (Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП и Харабалинское предприятие "Автомобилист").
Анализ работы предприятий пассажирского транспорта за период 1996-2000 гг. показал снижение объема перевозок пассажиров (на городских и пригородных линиях в 1996 г. - 58577 тысяч пассажиров, в 1999 г. - 35818 тысяч пассажиров, в 1 полугодии 2000 г. - 15145 тысяч пассажиров). Это связано в первую очередь с резким сокращением действующего парка подвижного состава в последние годы в результате его значительного износа и недостаточного обновления.
При этом автопредприятия не располагают необходимыми собственными средствами на приобретение новых автобусов и капитальный ремонт машин из-за роста эксплуатационных затрат, а также увеличения числа категорий пассажиров, имеющих льготы на проезд, которые практически не компенсируются.
На сегодняшний день на городских маршрутах работают ежедневно в социальном режиме лишь 65 единиц автобусов большой вместимости (для сравнения: 1996 г. - 235 ед., 1997 г. - 258 ед., 1998 г. - 224 ед., 1999 г. - 111 ед.). Средний возраст автобусов - более 12 лет, при нормативном сроке эксплуатации - 6-7 лет. Техническое состояние парка на сегодняшний день таково, что из обслуживающих городские и пригородные перевозки более 70% автобусов не пригодны к дальнейшей эксплуатации в связи с невозможностью обеспечить безопасность перевозки пассажиров.
Сложившаяся в настоящее время ситуация, когда недостаточное количество автобусов большой вместимости ("Икарус", "ЛИАЗ", "ЛАЗ"), выполняющих социальные рейсы, компенсируется возрастающим количеством автотранспорта предпринимателей и ОАО "Астраханский таксомоторный парк" (автобусы "ГАЗель", ПАЗ) имеет ряд отрицательных моментов:
- большое количество автотранспорта негативно влияет на ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения;
- отсутствует возможность всех льготных категорий граждан в полной мере реализовать свое право на льготный проезд;
- снижаются доходы пассажирских предприятий общего пользования;
- ухудшается экологическая обстановка;
- осложнен контроль за работой большой массы подвижного состава (прежде всего предпринимателей) на маршрутных линиях с целью исключения неучтенных рейсов, что в свою очередь не позволяет обеспечить полноту поступлений доходов в бюджет).
Тенденция дальнейшего увеличения услуг в сфере пассажирских автоперевозок за счет автобусов малой вместимости (коммерческие перевозки) может привести к полной потере парка автобусов большой вместимости, которые в отличие от коммерческих работают с полной нагрузкой в социальном режиме.
Целью настоящей программы является сохранение социально значимых пассажирских автотранспортных перевозок в регионе, обеспечение устойчивой работы пассажирского автотранспорта на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутных линиях в объемах, необходимых для удовлетворения потребности населения области.
Для достижения данной цели предлагается реализация комплекса производственно-технических, организационных и финансовых мероприятий:
- оптимизация городской и пригородной маршрутной автобусной сети в целях наиболее эффективного использования имеющегося парка подвижного состава;
- совершенствование системы управления пассажирскими автотранспортными перевозками с целью сокращения непроизводственных расходов, наиболее эффективного использования бюджетных средств, усиления контроля и обеспечения жесткой отчетности со стороны автотранспортных предприятий за их целевым расходованием;
- разработка и внедрение схем наиболее рационального использования бюджетного финансирования на компенсацию убытков автотранспортных предприятий от пассажирских перевозок путем применения налоговых льгот, решения вопросов их обеспечения горюче-смазочными материалами по заводским отпускным ценам и т.д.
- разработка и внедрение расписания движения подвижного состава с комбинированием коммерческих и социальных рейсов в определенные часы на отдельных маршрутных линиях с учетом потребности населения;
- введение двухуровневых договорных отношений по выполнению областного госзаказа на пассажирские перевозки между Администрацией области, ГУ "Областное управление пассажирского автотранспорта "Астраханьтрансавто" и пассажирскими автотранспортными предприятиями с установлением жестких критериев выполнения задания (выпуск подвижного состава на маршрутные линии, количество выполненных рейсов, соблюдение утвержденного графика и расписания движения и т.д.);
- совершенствование тарифной политики в целях максимального сдерживания роста платы за проезд, исходя из платежеспособности прежде всего малоимущего и среднего слоев населения;
- введение договорных отношений с учреждениями и организациями федеральных органов на местах на выполнение заказа по перевозке работников и служащих (Минобороны, таможня, прокуратура, суды и др.) в целях компенсации затрат на их льготный проезд, установленный в соответствии с федеральным законодательством;
- пополнение парка автобусов большой вместимости, осуществляющих перевозки всех льготных категорий граждан, увеличение их выпуска на регулярные городские маршрутные линии ежедневно, как минимум, до 90 - 100 единиц, сокращение количества коммерческого автотранспорта малой вместимости на основных, регулярных маршрутах движения с переориентацией их на дополнительные, второстепенные маршруты;
- организация капитального ремонта и восстановление подвижного состава, в т.ч. с использованием имеющегося производственно-промышленного потенциала специализированных предприятий области;
- перевод пассажирского автотранспорта на сжиженный газ.
Проектом модернизации общественного транспорта предусматривается:
1. Приобретение новых автобусов большой вместимости (2001 год - 37 единиц, 2002 год - 22 единицы, 2003 год - 20 единиц);
2. Приобретение автобусов марки ПАЗ-3205 для обеспечения пригородных и внутрирайонных пассажирских перевозок (2001 год - 3 единицы, 2002 год - 16 единиц, 2003 год - 20 единиц);
3. Капитальный ремонт и восстановление имеющегося технически неисправного парка подвижного состава (2001 год - 27 единиц, 2002 год - 25 единиц, 2003 год - 23 единицы).
Общий объем финансирования проекта: 135 млн. руб.