Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА

 Проект 13.8. "Развитие пассажирского автотранспорта общего пользования"


Автотранспортное обслуживание пассажиров на городских, пригородных (до 50 км), междугородных (внутриобластных, свыше 50 км) и внутрирайонных маршрутах области осуществляют два государственных предприятия (АПАП-3 и АПАП-4), два акционерных общества (Холдинг Союз транспортных фирм "Русь" и ОАО "Астраханский таксомоторный парк"), а также три муниципальных предприятия (Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП и Харабалинское предприятие "Автомобилист").

Анализ работы предприятий пассажирского транспорта за период 1996-2000 гг. показал снижение объема перевозок пассажиров (на городских и пригородных линиях в 1996 г. - 58577 тысяч пассажиров, в 1999 г. - 35818 тысяч пассажиров, в 1 полугодии 2000 г. - 15145 тысяч пассажиров). Это связано в первую очередь с резким сокращением действующего парка подвижного состава в последние годы в результате его значительного износа и недостаточного обновления.

При этом автопредприятия не располагают необходимыми собственными средствами на приобретение новых автобусов и капитальный ремонт машин из-за роста эксплуатационных затрат, а также увеличения числа категорий пассажиров, имеющих льготы на проезд, которые практически не компенсируются.

На сегодняшний день на городских маршрутах работают ежедневно в социальном режиме лишь 65 единиц автобусов большой вместимости (для сравнения: 1996 г. - 235 ед., 1997 г. - 258 ед., 1998 г. - 224 ед., 1999 г. - 111 ед.). Средний возраст автобусов - более 12 лет, при нормативном сроке эксплуатации - 6-7 лет. Техническое состояние парка на сегодняшний день таково, что из обслуживающих городские и пригородные перевозки более 70% автобусов не пригодны к дальнейшей эксплуатации в связи с невозможностью обеспечить безопасность перевозки пассажиров.

Сложившаяся в настоящее время ситуация, когда недостаточное количество автобусов большой вместимости ("Икарус", "ЛИАЗ", "ЛАЗ"), выполняющих социальные рейсы, компенсируется возрастающим количеством автотранспорта предпринимателей и ОАО "Астраханский таксомоторный парк" (автобусы "ГАЗель", ПАЗ) имеет ряд отрицательных моментов:

- большое количество автотранспорта негативно влияет на ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения;

- отсутствует возможность всех льготных категорий граждан в полной мере реализовать свое право на льготный проезд;

- снижаются доходы пассажирских предприятий общего пользования;

- ухудшается экологическая обстановка;

- осложнен контроль за работой большой массы подвижного состава (прежде всего предпринимателей) на маршрутных линиях с целью исключения неучтенных рейсов, что в свою очередь не позволяет обеспечить полноту поступлений доходов в бюджет).

Тенденция дальнейшего увеличения услуг в сфере пассажирских автоперевозок за счет автобусов малой вместимости (коммерческие перевозки) может привести к полной потере парка автобусов большой вместимости, которые в отличие от коммерческих работают с полной нагрузкой в социальном режиме.

Целью настоящей программы является сохранение социально значимых пассажирских автотранспортных перевозок в регионе, обеспечение устойчивой работы пассажирского автотранспорта на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутных линиях в объемах, необходимых для удовлетворения потребности населения области.

Для достижения данной цели предлагается реализация комплекса производственно-технических, организационных и финансовых мероприятий:

- оптимизация городской и пригородной маршрутной автобусной сети в целях наиболее эффективного использования имеющегося парка подвижного состава;

- совершенствование системы управления пассажирскими автотранспортными перевозками с целью сокращения непроизводственных расходов, наиболее эффективного использования бюджетных средств, усиления контроля и обеспечения жесткой отчетности со стороны автотранспортных предприятий за их целевым расходованием;

- разработка и внедрение схем наиболее рационального использования бюджетного финансирования на компенсацию убытков автотранспортных предприятий от пассажирских перевозок путем применения налоговых льгот, решения вопросов их обеспечения горюче-смазочными материалами по заводским отпускным ценам и т.д.

- разработка и внедрение расписания движения подвижного состава с комбинированием коммерческих и социальных рейсов в определенные часы на отдельных маршрутных линиях с учетом потребности населения;

- введение двухуровневых договорных отношений по выполнению областного госзаказа на пассажирские перевозки между Администрацией области, ГУ "Областное управление пассажирского автотранспорта "Астраханьтрансавто" и пассажирскими автотранспортными предприятиями с установлением жестких критериев выполнения задания (выпуск подвижного состава на маршрутные линии, количество выполненных рейсов, соблюдение утвержденного графика и расписания движения и т.д.);

- совершенствование тарифной политики в целях максимального сдерживания роста платы за проезд, исходя из платежеспособности прежде всего малоимущего и среднего слоев населения;

- введение договорных отношений с учреждениями и организациями федеральных органов на местах на выполнение заказа по перевозке работников и служащих (Минобороны, таможня, прокуратура, суды и др.) в целях компенсации затрат на их льготный проезд, установленный в соответствии с федеральным законодательством;

- пополнение парка автобусов большой вместимости, осуществляющих перевозки всех льготных категорий граждан, увеличение их выпуска на регулярные городские маршрутные линии ежедневно, как минимум, до 90 - 100 единиц, сокращение количества коммерческого автотранспорта малой вместимости на основных, регулярных маршрутах движения с переориентацией их на дополнительные, второстепенные маршруты;

- организация капитального ремонта и восстановление подвижного состава, в т.ч. с использованием имеющегося производственно-промышленного потенциала специализированных предприятий области;

- перевод пассажирского автотранспорта на сжиженный газ.

Проектом модернизации общественного транспорта предусматривается:

1. Приобретение новых автобусов большой вместимости (2001 год - 37 единиц, 2002 год - 22 единицы, 2003 год - 20 единиц);

2. Приобретение автобусов марки ПАЗ-3205 для обеспечения пригородных и внутрирайонных пассажирских перевозок (2001 год - 3 единицы, 2002 год - 16 единиц, 2003 год - 20 единиц);

3. Капитальный ремонт и восстановление имеющегося технически неисправного парка подвижного состава (2001 год - 27 единиц, 2002 год - 25 единиц, 2003 год - 23 единицы).

Общий объем финансирования проекта: 135 млн. руб.