Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО СТРУКТУРЫ И ОБЪЕМА И ПРИВАТИЗАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 06.08.2004)

10. Методы и формы постприватизационной поддержки предприятий разных отраслей и форм собственности


Оказание государственной постприватизационной поддержки на региональном (областном) уровне связано с определением обязательного набора требований, которые должно выполнить приватизированное предприятие, претендующее на ту или иную форму господдержки. Такими требованиями должны быть:

а) выполнение предприятием в ходе приватизации и в постприватизационный период всех условий, утвержденных ему в плане приватизации (сохранение установленного количества рабочих мест, выполнение в полном объеме и в срок условий инвестиционного конкурса, сохранение профиля предприятия, заданного в плане и др.);

б) наличие разработанных и утвержденных собранием акционеров плана и бюджета реструктуризации;

в) использование приватизированными предприятиями всех средств господдержки на возвратной основе и исключительно на покрытие расходов, утвержденных в плане и бюджете реструктуризации.

В целях организационного обеспечения планируемых Астраханской областью экономических преобразований, а также разработки и осуществления собственных областных программных мероприятий по оказанию поддержки приватизированным предприятиям, находящимся в сложном экономическом положении, предлагается создать в комитете имущественных отношений Администрации области специальное подразделение по разработке и реализации областной программы постприватизационной поддержки предприятий.

Деятельность большинства приватизированных предприятий отягощена наличием крупных долгов. Попытки Астраханской области принудительно взыскать долговые обязательства путем безакцептных списаний задолженности по налогам, применения к должникам процедур банкротства успеха не приносят, поскольку взыскание обращается на имущество должников, а спрос на это имущество, как правило, или полностью отсутствует или является крайне низким.

Выход из создавшегося положения может быть найден. В данной ситуации приемлем ранее рассмотренный механизм капитализации и конвертации кредиторской задолженности. Предложенный механизм реструктуризации кредиторской задолженности предприятий позволяет конвертировать одну часть этой задолженности в доли Астраханской области в акционерных обществах, а другую - перезачесть на соответствующие суммы дебиторской задолженности.

Принципиальное отличие этой модели от отсрочки или рассрочки погашения задолженности - ее конвертация (капитализация) в областную собственность с одновременным списанием соответствующих сумм кредиторской задолженности.

Предлагаемый механизм реструктуризации, а точнее, конвертации долгов распространяется на задолженность перед федеральным, региональным и местными бюджетами, а также перед предприятиями теплоэнергоснабжения, которые самым непосредственным образом связаны с областной и местными администрациями. Этим же механизмом могут воспользоваться и другие кредиторы, для которых можно осуществить эмиссию долговых ценных бумаг или привилегированных акций.

Реальное внедрение данного механизма должно быть результатом согласованного взаимодействия Администрации области и муниципалитетов, в которых расположены предприятия-должники.

Предприятия, приватизированные в 1992-1994 годах, как правило, не обладали источниками необходимых инвестиций. В условиях дефицита областного бюджета для них нереально выделение целевого бюджетного финансирования на инвестиционные цели. Поэтому необходим другой путь государственной инвестиционной поддержки - использование части средств от продажи областного имущества и выпуска областных заемных ценных бумаг для сбора средств на реструктуризацию и финансовое оздоровление приватизируемых предприятий под залог пакетов акций или имущественных комплексов, принадлежащих Астраханской области. Основные принципы сочетания бюджетно-фискальной и инвестиционно-реструктуризационной приватизации изложены выше.

Обеспечение успеха модернизации предприятий достигается реализацией на практике эффективных схем лизинга с полным обеспечением. Основной проблемой, препятствующей широкому развитию лизинга, является недоверие лизинговых компаний к способности лизингополучателя своевременно и полно рассчитываться по лизинговым платежам. Роль областной администрации в этой сфере, прежде всего, сводится к предоставлению гарантий по возврату лизинговых кредитов, поддержке лизингодателей путем освобождения от ряда налогов, зачисляемых в областной бюджет. Очевидно, что для каждой лизинговой сделки должны разрабатываться собственная схема и график лизинговых платежей, определяющие взаимоотношения сторон.

Сегодня в области лизинга на первый план выходит интеграция крупных и мелких товаропроизводителей, что объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. На сегодняшний день подавляющая масса мелких производителей (в первую очередь агропромышленного комплекса) не располагает адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой техники.

Оптимальной формой разрешения обозначенной выше проблемы является лизинг (в первую очередь финансовый), который с учетом специфических российских условий призван помочь, к примеру, мелким и средним товаропроизводителям. В этом контексте представляется необходимым:

- учреждение под патронажем и при участии Администрации области лизинговых компаний, специализирующихся на обслуживании малого предпринимательства, и дальнейшее развитие сети таких компаний при содействии областных органов;

- организация областного методического информационно-выставочного лизингового центра со специальным отделом по формированию и ведению базы данных о спросе и предложении на машины и оборудование для малого предпринимательства;

- участие в создании и деятельности межрегиональных лизинговых центров для малого предпринимательства.