Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО СТРУКТУРЫ И ОБЪЕМА И ПРИВАТИЗАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 06.08.2004)

4. Управление акциями, долями Астраханской области в уставных капиталах хозяйственных обществ


4.1. Оценка состояния управления акциями (долями)

В настоящее время Астраханская область является участником (акционером) 15 акционерных обществ, где ее доля превышает 25% уставного капитала; представляющих базовые отрасли народного хозяйства. В число хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля собственности Астраханской области, вошло на конец 2001 года 28 предприятий. В зависимости от степени участия Астраханской области в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом:

100 процентов акций находятся в собственности Астраханской области - 1 акционерное общество;

более 50 процентов - 2 акционерных общества;

от 25 до 50 процентов - 13 акционерных обществ;

менее 25 процентов - 6 акционерных обществ.

В зависимости от организационно - правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля Астраханской области:

открытые акционерные общества - 17;

закрытые акционерные общества - 5;

общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 6.

Из всех выше указанных хозяйственных обществ в 2001 году 6 сработало с общей чистой прибылью 7433.5 тыс. рублей. Учитывая областные вложения в размере 25209.92 тыс. рублей в уставный капитал обществ, отдача с одного вложенного рубля за 2001 год составила 0.2 процента (за счет перечисленных дивидендов). ОАО "Агроинкомбанк" было единственным акционерным обществом, перечислившим дивиденды по результатам хозяйственной деятельности за год в областной бюджет в размере 52.49 тыс. рублей.

В число рентабельных предприятий, не выплачивающих дивиденды, вошли ООО "Транспортная фирма "Русь", ЗАО "Астраханьнефтепром", ОАО "Астраханский спиртзавод" с чистой годовой прибылью соответственно 2942 тыс. рублей, 730 тыс. рублей и 216 тыс. рублей.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также выявление причин невыплаты дивидендов затрудняются из-за отсутствия бухгалтерской отчетности, а также отчетов управляющих области в органах управления хозяйственными обществами. Несмотря на письма с напоминаниями в адрес управляющих, большинство игнорирует исполнение Постановлений Главы Администрации Астраханской области от 26.04.2000 N 155, от 23.07.2002 N 343, что затрудняет оценку наиболее доходного объема пакета акций, закрепленных в областной собственности.

В одном акционерном обществе 100 процентов акций находятся в областной собственности.

Специальное право на участие Астраханской области в управлении акционерных обществ ("золотая акция") в настоящее время не реализуется.

Астраханская область управляет принадлежащими ей акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт управляющих (представителей), назначаемых Главой Администрации Астраханской области.

Учитывая количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых Астраханская область является участником (акционером), их значимость для экономики Астраханской области, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких управляющих по следующим причинам:

а) существующий порядок назначения государственных служащих управляющими не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности управляющих, которые могли бы существенно снизить риски Астраханской области;

б) участие в качестве управляющих в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые Астраханская область назначает своими управляющими государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниями могут быть поставлены в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производится за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаниями также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты;

в) поскольку цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность управляющих Астраханской области и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед управляющими и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой, к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления (указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда управляющий в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества);

г) отсутствуют четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения цели государства, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;

д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует Астраханская область;

е) действующий порядок передачи акций, принадлежащих Астраханской области, в доверительное управление громоздок. Хотя он предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего;

ж) отсутствует классификация хозяйственных товариществ и обществ, участником (акционером) которых является Астраханская область, исходя из размера доли в уставных капиталах этих организаций, обеспечивающей возможность влияния на принятие определенных решений органами управления этих организаций. Таким образом, не представляется возможным составить перечень тех хозяйственных товариществ и обществ, в которых цель Астраханской области не может быть достигнута усилиями управляющего вследствие незначительности влияния;

з) учредительные документы акционерных обществ не соответствуют достижению целей Астраханской области и защите ее интересов.

4.2. Цели управления акциями (долями)

Целями управления акциями, долями, находящимися в областной собственности, являются:

обеспечение выпуска продукции (товаров, работ, услуг), имеющей стратегическое значение для Астраханской области;