Недействующий

 
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2002 года N 435А

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО СТРУКТУРЫ И ОБЪЕМА И ПРИВАТИЗАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Астраханской области от 07.02.2017 N 11, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2017).
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Губернатора Астраханской области от 06.08.2004 N 273)

В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, находящимся в собственности Астраханской области, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики области постановляю:

1. Одобрить прилагаемые:

- Концепцию управления государственным имуществом, оптимизации его структуры и объема и приватизации в Астраханской области (приложение 1);

- план подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции (приложение 2).

2. Структурным подразделениям Администрации области организовать работу по реализации Концепции управления имуществом, оптимизации его структуры и объема и приватизации в Астраханской области.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН






Приложение 1
к Постановлению Главы
Администрации области
от 30 августа 2002 года N 435А

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО СТРУКТУРЫ И ОБЪЕМА И ПРИВАТИЗАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 06.08.2004 N 273)

Введение


Концепция управления государственным имуществом, оптимизации его структуры и объема и приватизации в Астраханской области (далее - Концепция) разработана на основе Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024.

В основу Концепции положены практический опыт и существующая система управления государственным имуществом на территории области с перспективой ее развития и совершенствования.

Концепция ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешной реализации институциональных преобразований на территории области.

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики области в сфере управления государственным сектором экономики, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, находящегося в собственности Астраханской области (далее - областная собственность или областное имущество), основанным на праве хозяйственного ведения, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями (далее - предприятия), или на праве оперативного управления, закрепленного за государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), а также имущественных прав области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством области в бюджетный процесс).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции природные ресурсы, принадлежащие области, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Целями разработки Концепции являются:

- формулирование требований к системе управления областной собственностью на современном этапе;

- определение оптимальных границ, степени и способов влияния области на общий хозяйственный оборот;

- определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования собственности области для решения задач, стоящих перед Астраханской областью.

Концепция содержит три раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, принципы и механизмы управления областным имуществом.

Во втором разделе нашла отражение политика Астраханской области в сфере оптимизации объема и структуры областной собственности.

В третьем разделе рассмотрены вопросы осуществления политики Астраханской области в сфере приватизации областного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации областного имущества.

I. Управление областным имуществом

1. Цели, задачи и принципы управления областным имуществом


Концепция отражает необходимость усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за областной собственностью.

Политика Астраханской области, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов права областной собственности в коммерческий оборот;

увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления областной собственностью;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности продукции предприятий, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Реализация указанных целей органами государственной власти области позволит осуществить решение следующих задач:

формирование правового поля по регулированию отношений управления областной собственностью, детальная правовая регламентация процессов управления;

завершение разграничения собственности между Российской Федерацией, Астраханской областью и муниципальными образованиями;

разработка и реализация системы учета этих объектов и оформления прав на них;

инвентаризация объектов недвижимости и ценных бумаг, находящихся в областной собственности; повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов;

классификация объектов права областной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления в целях эффективного пообъектного управления;

обеспечение прав Астраханской области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью областного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители предприятий, учреждений, представители Астраханской области в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компаниями);

совершенствование участия в процессе управления предприятиями и организациями федеральной и муниципальной собственности, расположенными на территории Астраханской области;

программно - информационная поддержка всех элементов системы управления областной собственностью на основе современных технологий.

Концепция предусматривает:

- увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом;

- ежегодное принятие (корректировку) областных программ и плана мероприятий по ее реализации.

Концепцией предусматривается завершение процесса разграничения собственности на территории области на собственность Российской Федерации, Астраханской области и муниципальных образований, иных государств, физических и юридических лиц.

Права собственности на имущество Российской Федерации, Астраханской области и муниципальных образований, иных государств на территории области регулируются законодательством Российской Федерации и Астраханской области, международным правом, договорами с соответствующими субъектами.

В процессе разграничения осуществляется межевание земель, занятых областными объектами, и регистрация прав Астраханской области на соответствующие земельные участки.

Разграничение собственности осуществляется как в процессе "сплошной" инвентаризации и регистрации прав на объекты, так и при проведении соответствующих процедур по конкретным объектам.

При передаче имущества в процессе разграничения собственности предусматриваются:

а) инвентаризация передаваемого имущества;

б) ответственность органов за сохранность и эксплуатацию имущества до и после передачи;

в) условия и способы разрешения возникающих конфликтов;

г) механизмы передачи неиспользуемых объектов, принадлежащих другим субъектам управления.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления областным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1.1. Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) постановлением Главы Администрации области о его создании должна быть определена и зафиксирована цель, которую он преследует и достижению которой служит.

1.2. Выбор способа достижения цели

Способ достижения цели, то есть детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения государственных интересов Астраханской области (цели государства) возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

1.3. Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов Астраханской области должны быть детально регламентированы.

Действующая на настоящий момент в Астраханской области система управления государственной и муниципальной собственностью является несовершенной. Все уровни управления являются разрозненными и невзаимосвязанными, отсутствует системность подхода.

Практика управления федеральной собственностью, минуя Администрацию области, отвечающую за положение дел в области, ошибочна и вносит элементы неразберихи и волокиты в систему управления экономикой области. Затруднены процессы определения уровня собственности памятников истории и архитектуры, объектов гражданской обороны, что приводит к недопустимым во взаимоотношениях органов госуправления судебным процессам и к бесхозяйственности в использовании объектов недвижимости.

Муниципальные органы управления имущества действуют обособленно и подчинены порой только политической воле глав муниципальных образований.

Создание единой, взаимосвязанной и вертикально построенной системы управления имуществом (федеральная - областная - муниципальная) на территории области позволит проводить единую политику в сфере управления собственностью всех видов, устранить "политические окраски" во взглядах на эти процедуры.

Кроме того, необходимо разработать и принять новую редакцию Закона Астраханской области "Об управлении государственной собственностью Астраханской области", поскольку в нынешнем варианте он не отвечает требованиям дня и существу решаемых задач.

1.4. Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению областным имуществом.

1.5. Обеспечение профессионализма управления

Учитывая, что непосредственное управление рядом объектов является функцией, несвойственной государству, Астраханская область крайне заинтересована в профессиональном управлении областным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.

Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как:

предприятия и учреждения;

пакеты акций, находящиеся в областной собственности, доли области в уставных капиталах хозяйственных обществ;

объекты недвижимости, находящиеся в областной собственности.

2. Управление предприятиями и учреждениями


2.1. Оценка состояния управления предприятиями и учреждениями

В связи с созданием в 2002 году в структуре Администрации области комитета имущественных отношений - уполномоченного органа по распоряжению областным имуществом и земельными ресурсами Астраханской области, система управления областным имуществом и областными предприятиями в настоящее время находится в стадии формирования и разработки ряда основополагающих методик и нормативов, регулирующих имущественные отношения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»