Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2004 года N 7/81

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2004-2005 ГОДЫ

Заслушав информацию о ходе работы по развитию приграничного сотрудничества между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан, Администрация Астраханской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития приграничного сотрудничества Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан на 2004-2005 годы (прилагается).

2. Органам исполнительной власти Астраханской области подготовить предложения по проектам, которые могут быть реализованы в рамках создаваемого региона приграничной интеграции и сотрудничества.

3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.), управлению информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области (Ушаков А.В.) разработать программу создания и функционирования единого информационного пространства Астраханской и Атырауской областей.

4. Департаменту международной и внешнеэкономической деятельности Астраханской области (Кабикеев А.Н.):

4.1. Продолжить контакты с международными организациями и программами, оказывающими содействие в вопросах развития трансграничного сотрудничества.

4.2. Продолжить работу по подготовке и согласованию соглашения о создании региона приграничной интеграции и сотрудничества между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан (первого евроазиатского региона).

Губернатор Астраханской области
А.П.ГУЖВИН

     




Утверждена
Постановлением
Администрации Астраханской области
от 21 мая 2004 N 7/81

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2004-2005 ГОДЫ


      Введение

Обоснование необходимости разработки концепции

Динамика процессов, происходящих в последние годы на постсоветском пространстве, свидетельствует об усилении интеграции среди стран СНГ в сфере экономики, культуры, гуманитарного сотрудничества.

Россия и Казахстан являются на сегодня членами единого таможенного пространства и входят в состав стран-участниц Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 году Россией и Казахстаном вместе с Украиной и Беларусью принято решение о создании Единого экономического пространства. Наблюдается прогресс в решении вопроса по созданию условий для транспортной интеграции стран-участниц ЕврАзЭС. Обоюдно желание России и Казахстана развивать международный транспортный коридор Е-40 "Запад-Восток", соединяющий Казахстан с южными регионами России и Украиной через территории Атырауской и Астраханской областей.

В этих условиях значение приграничных регионов существенно возрастает, ведь именно им отводится роль своеобразных локомотивов интеграционных процессов, а само приграничное межрегиональное сотрудничество приобретает значение одного из важных и эффективных факторов, способствующих выходу на реальную интеграцию - создание действительно единого экономического пространства.

Мировой опыт свидетельствует, что приграничное сотрудничество ориентировано на установление и развитие взаимовыгодных партнерских отношений населения по обе стороны границы и представляет собой действенный механизм активизации социально-экономического развития приграничных территорий.

Приграничное сотрудничество возникает и развивается под воздействием определенных обстоятельств. Прочным основанием для контактов через границу служат общие исторические и культурные связи, а также близость поселений по обе стороны границы вместе с отдаленностью других поселений внутри страны.

Основополагающий принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы создавать связи и договорные отношения в приграничных зонах с целью поиска совместных решений идентичных проблем, что позволяет местным и региональным властям повысить эффективность решения стоящих перед ними задач.

Все это характерно для межрегиональных связей Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан.

В практическом плане до настоящего времени межрегиональные связи Астраханской и Атырауской областей проявлялись в заключении соглашений и достижении договоренностей, в осуществлении согласованных действий и обмене информацией, рассмотрении широкого комплекса вопросов, связанных с экономикой и занятостью населения, транспортом и коммуникациями, туризмом, культурой и образованием, здравоохранением, окружающей средой и т.д.

За последнее десятилетие между Астраханской и Атырауской областями заключено около 10 межрегиональных соглашений и протоколов, затрагивающих различные сферы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В них нашло отражение понимание региональными властями приоритетов развития собственной территории в тесной взаимосвязи с возможностями ближайших зарубежных соседей.

Наиболее перспективные направления взаимоотношений Астраханской области с сопредельными областями Казахстана были включены в мероприятия к Программе приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 - 2007 годы, которая достаточно успешно реализуется. В нынешнем году в Астрахани приступило к работе Консульство Казахстана - первое казахстанское консульское учреждение на территории стран СНГ. Все это свидетельствует о том большом внимании, которое уделяется на региональном и государственном уровнях наших стран для развития взаимовыгодных двусторонних отношений.

Сопредельное расположение областей на российско-казахстанской границе требует более тесного и глубокого взаимодействия. К настоящему моменту можно констатировать, что применяемые методы и подходы к развитию межрегиональных связей и приграничного сотрудничества уже не позволяют добиваться требуемых результатов.

Существующее состояние погранично-таможенной инфраструктуры, транспортных коммуникаций не способствует увеличению взаимного товарооборота. Уровень взаимодействия в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры уже не соответствует темпам развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне. На региональном уровне требуются новые и, на что следует обратить особое внимание, совместные подходы к оптимизации и расширению торгово-экономических и кооперационных связей, сотрудничеству в гуманитарной и социальной сферах. Необходим более высокий с организационной точки зрения уровень взаимодействия органов власти Астраханской области и областей Республики Казахстан.

На выработку данных подходов и их практическое применение направлена настоящая Концепция.

1. Правовые основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации


Под приграничным сотрудничеством в России понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между Российской Федерацией и любыми сопредельными государствами в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий при обеспечении суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализации и защиты национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее приграничном пространстве.

Приграничное сотрудничество осуществляется прежде всего на приграничной территории Российской Федерации и сопредельной приграничной территории. В Федеральном законе "О Государственной границе Российской Федерации" определено, что "приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска".

Конкретная приграничная территория может определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации или в международных договорах Российской Федерации, законах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации или соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Присоединение России в 2002 году к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает определенный идеологический инструментарий по заполнению правового вакуума в данной сфере. Однако следует отметить, что структурообразующим принципом данной конвенции является местное самоуправление (территориальные власти). Особенностью приграничного сотрудничества в России является тот факт, что в нем должны в равной мере участвовать как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации в пределах их компетенции.

Исходя из этого понимания Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в Постановление "О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей" от 29 ноября 2001 года N 2153-III ГД включила заявление о том, что "в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей Российская Федерация заявляет, что под термином "территориальные сообщества и власти" подразумеваются субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления".

Ниже приводится перечень нормативно-правовых актов, формирующих правовое поле для приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан:

- модельный закон "О регионах приграничного сотрудничества" принят Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 16.06.98 N 6-5;

- Соглашение "Об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года" (Москва, 26.02.99) ратифицировано ФЗ от 06.12.2000 N 140-ФЗ, вступило в силу 25.12.2000;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан" (Омск, 26.01.95);

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы" (Астана, 24.09.99) вступило в силу 23.05.2000;

- Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, принятая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 N 196-р;

- проект соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан";

- проект Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации",

Анализ вышеперечисленных действующих нормативно-правовых актов, а также проектов законов, на принятие которых следует рассчитывать в ближайшей перспективе, позволяет констатировать, что законодательство в сфере приграничного сотрудничества носит в основном рамочный и декларативный характер. Оно не предусматривает каких-либо финансовых льгот приграничным территориям и дополнительных полномочий органам власти приграничных территорий или приграничных субъектов Федерации в сфере управления ими. Вместе с тем законодательство позволяет формировать совместные органы по приграничному сотрудничеству, так называемые "регионы приграничной интеграции и сотрудничества" (Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации").

2. Анализ состояния приграничного сотрудничества Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы)


Анализ существующего положения в сфере приграничного сотрудничества призван выявить аспекты, оказывающие наибольшее влияние на последующее его развитие.

Цель анализа - учет имеющихся особенностей при планировании конкретных направлений и проектов сотрудничества при прогнозировании перспектив сотрудничества на кратко- и среднесрочную перспективу.

Метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз является общепринятым инструментом в странах Европейского союза, а в последнее время - и в Российской Федерации.

Сильные стороны - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области как приграничного региона, наиболее активно используемые в приграничном сотрудничестве и позволяющие формировать его базу.

Слабые стороны - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области, негативно влияющие на развитие приграничного сотрудничества.

Возможности - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области, не используемые в полной мере в рамках приграничного сотрудничества, активизация которых может содействовать углублению и развитию приграничных связей в интересах области.

Угрозы - некоторые социальные и экономические особенности Российской Федерации и Астраханской области, существование и усугубление которых может отрицательно повлиять на развитие приграничного сотрудничества.

Сильные стороны:

Расположение на границе Российской Федерации и Республики Казахстан и выход по Каспийскому морю на приморские регионы прикаспийских государств.

Наличие определенной пограничной инфраструктуры.

Значительные запасы природных ресурсов.

Взаимодополняемость в структурах экономики,

Наличие квалифицированных кадров и центров по их подготовке, высших учебных заведений и научно-исследовательских центров.

Многолетние всесторонние связи между Астраханской областью и областями Республики Казахстан.

Общее историко-культурное наследие.

Слабые стороны:

Различия в уровнях развития приграничных коммуникаций.

Экологические проблемы, связанные прежде всего с биоресурсами Каспийского моря.

Сырьевая направленность экономики.

Неблагоприятная демографическая ситуация, низкий уровень жизни населения на приграничных территориях.

Возможности:

Развитие сотрудничества с Казахстаном в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.

Дальнейшее развитие приграничной инфраструктуры, апробирование и внедрение новых технологических схем осуществления всех видов контроля при пересечении границы.

Развитие транспортных коммуникаций.

Углубление производственной кооперации.

Международное сотрудничество научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Общность экологических проблем, проблем охраны и воспроизводства биоресурсов. Международное сотрудничество учреждений здравоохранения.

Углубление связей между районами Астраханской и Атырауской областей.

Угрозы:

Экономическая нестабильность.

Экологические угрозы.

Дисбаланс между потребностями и наличием кадров определенных специальностей и квалификации на рынке труда.

Слабое представление властей, в первую очередь местных, о выгодах приграничного сотрудничества.

Наличие жесткой вертикали власти в Казахстане, меньшая самостоятельность областных и местных органов власти.