ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 декабря 2010 года N 397-р


О методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области

(с изменениями на 14 июля 2021 года)

(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)




В целях оказания правовой и методической помощи органам местного самоуправления Астраханской области:


1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальные образований Астраханской области руководствоваться настоящим Распоряжением при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых актов.



Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН



Утверждены
Распоряжением Губернатора
Астраханской области
от 9 декабря 2010 г. N 397-р



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)



Настоящие Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - Методические рекомендации) рассчитаны на практическое применение субъектами правотворческой инициативы при подготовке и оформлении муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Астраханской области (далее - органы местного самоуправления), при работе по внесению изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, по подготовке перечней нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подлежащих признанию утратившими силу.


Целью Методических рекомендаций является обеспечение высокого качества муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - нормативные правовые акты) путем соблюдения единообразия в оформлении актов и использовании средств и правил юридической техники.



1. Общие положения


1.1. Муниципальный нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.


При определении нормативности муниципального правового акта применяется Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".


(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)


Не являются нормативными правовыми актами акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращенные к конкретным лицам.


_ Однако если в правовом акте наряду с индивидуальными предписаниями имеется хотя бы одна правовая норма, такой акт рассматривается в качестве нормативного правового акта.


Нормативные правовые акты принимаются органами местного самоуправления муниципального образования с целью:


- формирования нормативной правовой базы муниципального образования;


- нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни на территории муниципального образования;


- реализации Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Астраханской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области, уставов муниципальных образований.


Нормативные правовые акты не прекращают своего действия с истечением срока полномочий, реорганизации или упразднения принявшего его органа муниципального образования.


1.2. К необходимым реквизитам нормативного правового акта относятся:


- наименование органа местного самоуправления муниципального образования, принявшего правовой акт, которое приводится перед указанием на форму нормативного правового акта и должно приводиться полностью в соответствии с уставом муниципального образования;


- наименование нормативного правового акта, которое указывает на предмет регулирования документа и во многом определяет его содержание. Наименование должно быть максимально коротким и точным;


- дата нормативного правового акта - дата принятия или дата подписания нормативного правового акта;


- дата (срок) и порядок вступления в силу.


В нормативных правовых актах используется словесно-цифровой способ оформления даты (например, 29 апреля 2010 года);


- порядковый (регистрационный) номер акта - нормативные правовые акты имеют номер, обозначенный арабскими цифрами без использования литерной символики. Обычно номер присваивается акту при его регистрации в соответствующем структурном подразделении органа, принявшего акт, и начинается с единицы с началом каждого календарного года;


- текст нормативного правового акта, который является содержательной частью любого юридического документа;


- подпись лица, официально уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, с указанием его должности (в соответствии с уставом муниципального образования, приводится без сокращений), фамилии и инициалов - подписание акта неправомочным лицом может повлечь недействительность акта, в том смысле, что документ не будет обладать необходимой юридической силой.


Нормативный правовой акт может содержать:


- пояснительную часть, оглавление;


- обоснование необходимости принятия акта и/или перечень нормативных актов, во исполнение которых принят данный акт;


- постановляющую часть;


- срок действия акта;


- срок вступления в силу акта;


- санкции за невыполнение и нарушение акта;


- приложение.


1.3. Основным элементом текста любого юридического документа является предложение. В юридическом тексте предпочтительнее использовать простые предложения. Длинные фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, приводят к искажению смысла юридического текста.


При использовании условных предложений следует помнить, что чем больше условий и чем больше в предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения между отдельными частями нормативной информации с использованием конструкций "если, то...", "в случае...", "в случаях, когда...", "если иное не предусмотрено..." и т.д.


В юридическом языке есть фразы и выражения, которые являются достаточно устойчивыми. Поэтому, исходя из содержания юридического документа, по мере необходимости следует использовать такие юридические штампы и клише ("в порядке, установленном...", "в соответствии с действующим законодательством...", "если иное не предусмотрено...", "признать утратившим силу..." и другие). Попытки изменения или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании и применении документа.


При написании текста нормативного правового акта необходимо правильно использовать разделительные и соединительные союзы и знаки препинания. Разделительный союз "или" и соединительный союз "и" являются самыми употребляемыми в юридических текстах. Союз "или" означает наличие альтернативы, то есть используется либо один признак, либо другой. Союз "и", наоборот, означает одновременное наличие тех признаков, которые им соединены. Не характерно природе правовых норм использование соединительных союзов "а", "но", "чтобы", и тем более не рекомендуется использовать редко применимые в официальных текстах союзы "да", "да и", "не то", "хоть".


Необходимо помнить, что злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет использование юридического текста, снижает эффективность правового регулирования. В таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими способами с использованием подпунктов, абзацев.


Нормативные правовые акты не должны содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте), аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.


1.4. При подготовке нормативного правового акта рекомендуется проанализировать следующее:


- употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;


- имеют ли термины общепризнанное значение;


- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и региональном законодательстве.


Текст нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.


Для того, чтобы обеспечить единство формы и содержания нормативного правового акта, его "духа" и "буквы", необходимо соблюдать следующие требования:


- регулирование соответствующей сферы отношений должно быть в достаточно полном объеме;


- конкретность регулирования, недопустимость декларативности;


- логичное изложение материала, связь нормативных предписаний между собой;


- правильное использование юридических конструкций;


- оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм;


- нецелесообразность повторения положений (нормативных предписаний), изложенных в нормативных правовых актах большей юридической силы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»