Наиболее существенными рисками в реализации Программы могут быть:
риск запаздывания в реализации мер по формированию благоприятных институциональных условий для проведения комплексной административной реформы;
риск недостаточной общественной поддержки административной реформы и Программы;
риск ослабления политической поддержки Программы административной реформы в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
риск несогласованности мероприятий настоящей Программы с реализацией других целевых, отраслевых и ведомственных программ в сфере повышения качества государственного управления;
риск пассивного сопротивления мероприятиям административной реформы со стороны государственных гражданских служащих, чьи служебные интересы в большей мере связаны с реализацией традиционных задач;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменению внешних условий.
Программа предусматривает минимизацию рисков, прежде всего, за счет статуса Программы, механизмов организации управления, а также за счет внедряемых ею механизмов управления по результатам, мониторинга хода административной реформы, распространения лучшей практики реализации мероприятий административной реформы, подготовки кадров для административной реформы, взаимодействия со структурами гражданского общества.
Риск запаздывания в реализации мер по формированию благоприятных институциональных условий для проведения комплексной административной реформы минимизируется за счет начала реализации Программы в максимально сжатые сроки с использованием пилотных проектов, а также участия Республики Марий Эл в конкурсе субъектов Российской Федерации по стимулированию проведения административной реформы.
Риск недостаточной общественной поддержки административной реформы и Программы минимизируется за счет активного включения структур гражданского общества в разработку и реализацию мероприятий Программы.
Общественная поддержка и участие являются принципиально важными факторами для реализации многих предусмотренных Программой мероприятий административной реформы.
Программа устанавливает в этой связи измеряемые показатели результативности административной реформы по всем ее направлениям и в целом по Программе.
Многие из планируемых результатов реализации Программы напрямую связаны с интересами населения Республики Марий Эл, организаций, бизнеса. Прежде всего это относится к повышению качества государственных услуг. Достижение планируемых показателей повышения качества государственных и муниципальных услуг уже в первые годы реализации Программы должно стать существенным фактором роста ее общественной поддержки.
Риск ослабления политической поддержки Программы административной реформы в среднесрочной перспективе будет минимизирован за счет:
включения в систему управления Программой должностных лиц органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
закрепления решений ключевых задач административной реформы в нормативных правовых актах;
формирования заинтересованности у участников Программы в реализации ее мероприятий.
Риск несогласованности мероприятий настоящей Программы с реализацией других целевых программ в сфере повышения качества государственного управления будет минимизирован за счет координации направлений Программы с реализацией мероприятий Программы реформирования государственных и муниципальных финансов и Программы реформирования государственной службы Республики Марий Эл, а также проведения программных мероприятий Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Риск пассивного сопротивления мероприятиям административной реформы со стороны государственных и муниципальных служащих минимизируется за счет того, что:
с одной стороны, реализация мероприятий Программы, планируемых ею преобразований в деятельности органов исполнительной власти будет проводиться под руководством внешнего органа - комиссии, непосредственно ответственной за достижение планируемых результатов административной реформы, и ее членов;
с другой стороны, в реализацию административной реформы будет вовлекаться с каждым ее этапом все большее число государственных гражданских служащих.
Риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменению внешних условий должен быть минимизирован организацией мониторинга достижения результатов административной реформы.
Программа предусматривает разработку и применение целостной системы мониторинга по всем основным направлениям административной реформы: деятельности органов исполнительной власти; качества государственных услуг; создания системы мониторинга антикоррупционных мероприятий; информационной открытости; закупок для государственных и муниципальных нужд; развития структур гражданского общества и их участия в подготовке и принятии решений государственных органов.
Проведение мониторинга должно обеспечить своевременное обнаружение сбоев в достижении запланированных результатов, провести анализ причин и скорректировать при необходимости цели, задачи и конкретные механизмы реализации административной реформы.