Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ДО 2010 ГОДА (с изменениями на: 19.07.2010)

 2.3. Анализ обеспеченностью транспортной сетью лесных площадей

Использование лесного потенциала республики в значительной степени зависит от качественного и количественного состояния транспортной сети в лесных массивах. Мировой и отечественной практикой доказано, что обеспечение принципа непрерывного и неистощимого пользования лесным фондом возможно лишь при условии доведения густоты дорожной сети до 5 - 10 м/га. Густота дорог 10 м/га будет обеспечена, если одну просеку в кварталах по направлению грузопотока превратить в дорогу. Для сохранности лесных земель дороги следует преимущественно прокладывать по квартальным просекам. В переувлажненной местности дорожную сеть следует совмещать с мелиоративной.

Имеющиеся в настоящее время в лесхозах дороги, используемые как для лесопользования, так и для лесовосстановления, разделяются на дороги общего пользования, лесохозяйственные и лесовозные. Анализ состояния транспортной сети в лесхозах Республики Марий Эл показывает, что многие лесохозяйственные предприятия имеют достаточно большую ее протяженность. Характеристика протяженности дорог по лесхозам приведена в приложении N 3 (табл. 3.1, рис. 3.1, 3.2*). Наибольшую суммарную протяженность дорог, включая дороги общего пользования, лесохозяйственные и лесовозные, имеют Кокшайский, Юринский, Килемарский, Волжский, Козиковский, Пригородный, Зеленогорский и Руткинский лесхозы. Наименьшая протяженность дорог в Сернурском, Новоторъяльском и Козьмодемьянском лесхозах. Различие в протяженности дорог в лесхозах значительное. Кокшайский лесхоз имеет 1340,7 км дорог, а Сернурский лесхоз всего лишь 41 км (меньше в 32,7 раза).

________________
     * Рисунки 3.1, 3.2 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Характеристика протяженности дорог общей сети, используемых в лесхозах для вывозки древесины, приведена в приложении N 3 (табл. 3.2 и рис. 3.3, 3.4*). Наибольшая протяженность дорог общего пользования, превышающая 100 км, имеется в Мари-Турекском, Килемарском, Кокшайском и Пригородном лесхозах. Наименьшая протяженность этих дорог - в Сернурском, Новоторъяльском и Моркинском лесхозах.

________________
     * Рисунки 3.3, 3.4 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Наибольшая протяженность всех дорог в лесхозах приходится на лесохозяйственные и лесовозные дороги, являющиеся преимущественно грунтовыми. Характеристика протяженности лесохозяйственных и лесовозных дорог в лесхозах приведена в приложении N 3 (табл. 3.3, рис. 3.5, 3.6). Наибольшая протяженность лесохозяйственных и лесовозных дорог также имеется в Кокшайском, Юринском, Волжском, Килемарском, Козиковском и Пригородном лесхозах.

________________
     * Рисунки 3.5, 3.6 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Вследствие разнообразия почвенно-грунтовых условий в лесхозах состояние грунтовых лесохозяйственных дорог существенно различается, они в большинстве случаев являются непрофилированными, имеют неудовлетворительное состояние из-за неблагоприятных грунтово-гидрологических условий и пригодны для проезда лишь в сухое время года летом и в зимний период.

Данные, приведенные в приложении N 3 (табл. 3.4, 3.5, рис. 3.7, 3.8*), свидетельствуют о том, что доля дорог общей сети, используемых для транспортировки лесоматериалов в лесхозах, не превышает 10 процентов суммарной протяженности дорог. Протяженность лесовозных дорог составляет всего 1,5 процента, а лесохозяйственных дорог - 88,5 процента.

________________
     * Рисунки 3.7, 3.8 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Важным показателем для непрерывного неистощительного лесопользования является густота транспортной сети. По лесхозам густота всех имеющихся дорог составляет 8,83 м/га и колеблется по предприятиям от 4,02 до 15,09 м/га (приложение N 3, табл. 3.6*). Густота ведомственных дорог - лесохозяйственных и лесовозных в среднем равна 7,87 м/га при колебаниях по предприятиям от 4,02 до 14,74 м/га (приложение N 3, табл. 3.7*).

________________
     * Таблица 3.6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

  ________________
     * Таблица 3.7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Характеристика густоты дорожной сети лесхозов представлена в приложении N 3 (рис. 3.9 - рис. 3.12*). Наибольшую густоту дорожной сети имеют Зеленогорский, Алексеевский, Кужерский, Юринский, Оршанский и Кокшайский лесхозы. В этих предприятиях значение густоты дорог превышает 10 м/га. Близко к этому показателю располагаются Руткинский, Козиковский и Волжский лесхозы. Низкие значения густоты дорожной сети у Сернурского, Звениговского, Новоторъяльского, Параньгинского и Козьмодемьянского лесхозов. Густота дорожной сети менее 7 м/га, неудовлетворительное состояние дорог и неравномерное их размещение не позволяют эффективно и своевременно выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы. Примером этому является Килемарский лесхоз, в котором не вырубается полностью расчетная лесосека из-за недоступности лесного фонда.

________________
     * Рисунки 3.9 - 3.12 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Одной из главных задач обустройства лесного фонда в Республике Марий Эл необходимо считать реконструкцию существующей сети лесохозяйственных и лесовозных дорог. Из имеющихся 9,5 тыс. км дорог следует реконструировать или построить вновь 3,8 тыс. км.

Осуществление такой задачи необходимо начинать с уточнения или разработки генеральных схем размещения дорог в лесном фонде каждого лесохозяйственного предприятия. Для оптимизации дорожной сети и своевременного учета многочисленных факторов следует использовать геоинформационные системы.

Реконструировать и построить дороги круглогодичного действия в короткий срок практически невозможно, поэтому проводить эти работы следует поэтапно. В первую очередь ускоренными темпами необходимо строить улучшенные грунтовые дороги в лесных массивах с хорошими почвенно-грунтовыми условиями и зимние дороги в заболоченных местах. При этом следует соблюдать проектные нормативы для дорог круглогодичного действия соответствующих категорий, что позволит в дальнейшем достроить и перевести их в постоянно действующие.

На основе анализа 88 проектов на строительство и реконструкцию дорог общей протяженностью 569,4 км выявлены величины наибольших продольных уклонов, их повторяемость и протяженность (приложение N 3, табл. 3.8*). Показатели загруженности автопоездов на вывозке сортиментов приведены в приложении N 3 (табл. 3.9*).

________________
     * Таблица 3.8 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

     ________________
     * Таблица 3.9 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.