1. Плотность дорог по лесхозам недостаточна для своевременного прибытия сил и средств пожаротушения к очагам пожаров.
2. Лесная охрана и лесопожарные службы не полностью обеспечены средствами транспорта, связи и оборудованием для профилактики и оперативной борьбы с лесными пожарами. Несмотря на то, что за последние два года получено более 70 радиостанций, связь по-прежнему является слабым звеном в организации борьбы с пожарами.
3. Финансовые средства, выделяемые на охрану лесов от пожаров, не обеспечивают эффективной работы лесопожарных служб.
4. Имеется большая изношенность пожарной техники: из 55 машин 39 старше 12 лет, все пожарные тракторы и агрегаты давно выработали ресурс. Недостаточно средств на развитие наземной инфраструктуры охраны лесов от пожаров: строительство пожарно-наблюдательных вышек, помещений пожарно-химических станций, доукомплектование их оборудованием и инвентарем, предусмотренное генпланом. В условиях все возрастающей стоимости летного часа необходимо развивать инфраструктуру наземной охраны лесов. Западная и северо-восточная часть республики недостаточно обеспечена пожарно-наблюдательными вышками.
5. На патрулирование лесов за счет федерального бюджета в 2005 году Марийскому отделению Приволжской базы "Авиалесохраны" было выделено лишь 30 летных часов, в результате чего фактическая кратность полетов составляет лишь 38 процентов от расчетной.
Для совершенствования охраны лесов от пожаров рекомендуется:
1. Уменьшить пожарную опасность лесного фонда путем лесохозяйственных и противопожарных мероприятий (приложение N 6, табл. 6.19*).
________________
* Таблица 6.19 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Усилить противопожарную пропаганду, коренным образом улучшить работу служб предупреждения и обнаружения пожаров, повысить контроль обходов (приложение N 6, табл. 6.20*).
________________
* Таблица 6.20 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
3. Провести техническое перевооружение пожарно-химических станций, организовать новые подразделения лесопожарной службы и собственные силы пожаротушения в лесхозах.
4. Создать единую надежную систему связи и диспетчерскую службу.
5. Разработать проекты противопожарного устройства лесов с привязкой объектов к конкретным местам их оборудования, что не было выполнено генпланом в 2003 году.
Территорию республики целесообразно разделить на три уровня авиапатрулирования (рис. 6.2.*):
________________
* Рисунок 6.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
I уровень - территории, на которых проводится только эпизодическое авиапатрулирование в период чрезвычайной пожарной опасности. Это территории Сернурского, Мари-Турекского, Новоторъяльского, Куженерского, Советского, Оршанского, Параньгинского, Козьмодемьянского лесхозов. При этом уровне авиалесоохраны авиапатрулирование производится по существующему маршруту;
II уровень - территории с развитой сетью лесных дорог, наличием большого количества пожарно-наблюдательных вышек, на которых авиапатрулирование проводится в периоды высокой и чрезвычайной опасности. Сюда входят Моркинский, Кужерский, Алексеевский, южные части Звениговского лесхоза, НП "Марий Чодра". При этом уровне авиалесоохраны авиапатрулирование проводится по маршруту Йошкар-Ола - Верхнее Азяково - Кумья - Юркино - озеро Марьер - Таир - пос. Красногорский - Морки - Силикатный - Верхнее Азяково - Йошкар-Ола. Протяженность маршрута - 450 км.
III уровень - авиапатрулирование проводится согласно инструкции "Регламентация работ авиалесопожарных служб". Это территории с недостаточной сетью лесных дорог и пожарно-наблюдательных вышек и наиболее опасные в лесопирологическом отношении. Это Юринский, Козиковский, Килемарский, Волжский, Руткинский, Кокшайский, северная часть Звениговского, Куярский лесхоз, заповедник "Большая Кокшага". Маршрут авиапатрулирования при третьем уровне следующий: Йошкар-Ола - Верхнее Азяково - Кумья - Юркино - озеро Марьер - Таир - Суслонгер - Верхнее Азяково - Йошкар-Ола. Протяженность - 350 км.
6. На период пожароопасного сезона целесообразно согласовать с Марийским районным нефтепроводным управлением использование вертолета МИ-8, арендуемого управлением, для обнаружения лесных пожаров и использования водосливного устройства ВСУ-5А.
7. Необходимо переходить с визуальных методов обнаружения лесных пожаров с борта воздушного судна на метод использования приборов спутниковой навигации GPS и оцифрованных патрульных карт, что позволит более точно определять места лесных пожаров, сократить время их обнаружения, более качественно заниматься мониторингом лесных пожаров.
8. Комитету гражданской защиты Республики Марий Эл разработать комплекс мероприятий по организации взаимодействия лесхозов с единой службой экстренного реагирования Республики Марий Эл (ЕСЭР-01) и дежурно-диспетчерскими службами предприятий и организаций муниципальных образований.
9. Регулярно (не менее 1 раза в год) проводить учения противопожарных служб по борьбе с очагами пожаров.