Лесной сектор руководствуется в своей деятельности законодательными и нормативными актами, которые можно подразделить в зависимости от:
ранга органа, утвердившего документ;
вида регламентируемой деятельности;
степени обязательности использования.
Нормативные акты в лесной отрасли на федеральном уровне принимаются Президентом Российской Федерации, Государственной Думой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Опыт функционирования лесной отрасли в СССР и новейшей истории России показывает, что, учитывая громадную территорию и в соответствии с этим многообразие природно-производственных условий, существует необходимость и реальность появления региональных нормативных актов лесного сектора экономики.
Нормативные акты регионального уровня утверждались, как правило, руководителями министерств и ведомств.
В зависимости от вида регламентируемой деятельности нормативные акты следует разделить на общие, а также посвященные нормативам лесопользования, технологии и организации лесозаготовок, правилам рубок леса, сохранению лесной среды и подроста, применению на лесосечных работах агрегатной техники, обоснованию затрат на проведение рубок леса. Часто в этих документах затрагиваются несколько видов деятельности, но ключевым вопросом являются рубки леса, поскольку они определяют последующее лесовозобновление и эффективность лесозаготовок.
Степень обязательности выполнения изложенных в документах положений определяется ключевыми словами в их названии. Их можно разделить на обязательные для выполнения (наставления, правила, инструкции, требования, положения, нормативы); рекомендательные (рекомендации, руководства, показатели, обоснования, технические и методические указания, типовые проекты, технологические карты).
В связи с вышеизложенным основополагающими документами являются Лесной кодекс Российской Федерации, Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года N 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551.
В целях учета многообразия природно-производственных условий Республики Марий Эл и выполнения требований непрерывного и неистощительного лесопользования необходимо разработать лесоводственные требования к технологическим процессам лесосечных работ при выполнении рубок главного и промежуточного пользования в лесах Республики Марий Эл.