Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2009 - 2011 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.05.2011)


 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ оперативной обстановки в области противодействия терроризму показывает, что скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма позволили существенно снизить уровень террористической угрозы.

В 2008 году по Приволжскому федеральному округу зарегистрировано 30 преступлений террористического характера, поставлено на учет 222 преступления о заведомо ложных сообщениях об актах терроризма, зарегистрировано 95 преступлений экстремистской направленности. В Республике Марий Эл зарегистрировано 4 случая проявления экстремизма, 5 случаев проявления агрессии на национальной и религиозной почве, 22 заведомо ложных сообщения о готовящемся террористическом акте (приложение N 1).

Нынешнее состояние общественно-политических, межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Марий Эл в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий. Исторически на территории современной Республики Марий Эл сложился позитивный характер этноконфессиональных отношений.

Реализация Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", других нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл способствует стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности в республике.

Вместе с тем необходимость подготовки Программы вызвана тем, что современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. В условиях, когда наметилась тенденция к стабилизации обстановки на Северном Кавказе, где террористы практически лишены возможности осуществлять подрывные действия силами крупных вооруженных формирований, их деятельность организуется по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным объектам и местам с массовым пребыванием людей на всей территории России.

Учитывая поступающую в правоохранительные органы информацию об активизации деятельности членов бандформирований, международных террористических организаций, организованных преступных групп экстремистской направленности по планированию террористических и экстремистских акций в различных населенных пунктах России, в том числе и в приграничных с Республикой Марий Эл субъектах Российской Федерации, терроризм и религиозно-политический экстремизм все больше приобретают характер реальной угрозы для безопасности жителей Республики Марий Эл.

На ситуацию в Республике Марий Эл существенное влияние оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции в Республику Марий Эл граждан из государств центрально-азиатского региона, наличие общей административной границы с соседними регионами, входящими в Приволжский федеральный округ, где также имеют место террористические и экстремистские проявления на религиозно-политической основе.

Между тем материально-техническое оснащение учреждений социальной инфраструктуры и мест массового пребывания граждан в республике характеризуется достаточно высокой степенью уязвимости в террористическом отношении. Наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению безопасности на ряде объектов социальной сферы являются: отсутствие кнопок экстренного вызова милиции, систем оповещения, видеонаблюдения, металлических дверей и надежного ограждения, отсутствие у населения навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, вызванных проявлениями терроризма и экстремизма.

Практика борьбы с терроризмом и экстремизмом на сегодняшний день требует консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных движений. Коренного перелома в решении вопросов профилактики терроризма и экстремизма можно добиться только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами. Улучшение обстановки в Республике Марий Эл в этой сфере возможно при государственной поддержке мероприятий настоящей Программы.