Цель реформирования системы городского пассажирского транспорта - создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы, отвечающей потребностям населения и доступной всем слоям населения. Конкурентоспособность городского пассажирского транспорта будет определяться уровнем качества услуг и их ценовой доступностью для основной массы населения.
В городе Уфе, где перенасыщение уличной сети личными автомобилями создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, необходимо применять экономические и административно-правовые механизмы для ограничения использования личных автомобилей при наличии качественных альтернативных услуг общественного транспорта.
Настоящим проектом предлагается дальнейшее развитие существующей городской транспортной сети экологически чистого электротранспорта (сохранение существующих линий трамвая и троллейбуса, создание на Уфимском полуострове сквозного дублера главной пассажирской артерии города - проспекта Октября и ввод в эксплуатацию новых широтных связей на Уфимском полуострове). В результате система городского электротранспорта приобретет недостающую ей сейчас надежность и маневренность.
Развитие трамвайной сети на Уфимском полуострове преследует цель подключения к системе мощного по провозной способности уличного вида транспорта отдаленных районов Старой Уфы и Сипайлово.
Общая протяженность трамвайной линии к расчетному сроку составит 79 км, из которых: сохраняются - 48 км, перекладываются - 11 км, вновь строятся - 20 км.
Со строительством новых участков линий трамвая город получит новую пассажирскую связь между районами: Северный промрайон, Черниковск, Лихачевский промрайон, Старая Уфа; будет обеспечена трамвайная связь южной части района Старой Уфы с трамвайной сетью города и прямая пассажирская связь районов пр. Октября с районами: Лесопарковым, Сипайлово и Старой Уфой, кроме того, получит связь с трамвайной сетью города и комплекс ж/д и речного вокзалов.
Ликвидация трамвайного движения по проспекту Октября - главной артерии города и строительство новой трамвайной линии с бесшумным трамвайным полотном по улицам Комсомольской и Российской позволит организовать по этой главной общегородской магистрали города скоростной режим движения автотранспорта.
Общая протяженность троллейбусной сети по оси улиц увеличится на 1-ю очередь с 89 км до 112 км, на расчетный срок - до 137 км. Такое увеличение связано в основном с обеспечением троллейбусным транспортом отдаленных районов (Затон, Шакша) и расширением сети в Сипайлово, Богородском, Старой Уфе. Как и в настоящее время, троллейбус будет использоваться для связи селитебных районов с центром города.
Развитие троллейбусной сети предусматривает ввод в эксплуатацию наиболее чистого вида транспорта в жилые районы города - Богородское, Затон, Сипайлово, Нижегородку.
Строительство новых троллейбусных линий предлагается по ул. Менделеева от ул. 50-летия СССР, по ул. Сипайловской, ул. Б.Бикбая, ул. Гагарина, ул. Жукова с выходом по Уфимскому шоссе на ул. А.Невского, свяжет район Сипайлово с Лесопарковым районом, Лихачевским промрайоном и с Черниковском.
Маршруты автобуса, проходящие по всем магистральным улицам, позволят продублировать линии городского электротранспорта, восполнить отсутствие линий городского электротранспорта на менее загруженных направлениях и связях, а также связать с основной частью города и между собой отдаленные районы и сократить затраты времени при передвижениях на большие расстояния.
Линии скоростных автобусных маршрутов - такси проектируются на связях между взаимоудаленными жилыми районами и местами приложения труда, а также на связях селитебных районов с центром города с широким использованием запроектированных магистралей скоростного и непрерывного движения транспорта.
В дальнейшем, с ростом автомобилизации и соответственно увеличением интенсивности движения транспорта, решить проблему организации движения без создания в городе скоростного внеуличного вида транспорта большой провозной способности будет невозможно. Однако на базе сложившейся магистральной сети организация скоростных видов наземного транспорта весьма проблематична.
В проекте генерального плана г. Уфы 1995 г. предусматривалось до 2015 года строительство метрополитена от ст. Первомайская до ст. Правая Белая, протяженностью 15,1 км. В связи с прокладкой трассы метрополитена потребовалось бы закрытие для проезда наземного транспорта по основной городской магистрали - пр. Октября на достаточно длительный период строительства порядка 8 - 9 лет. Кроме того, строительство метрополитена не решает проблему доставки трудящихся Северной промзоны и со строительством метрополитена не снимается проблема пропуска категорированных, опасных грузов по железной дороге, проходящей по территории жилой застройки.