Изменение социальных и имущественных отношений в последние десятилетия обусловило трансформацию требований, предъявляемых населением города к качеству функционирования городского транспорта. Перенасыщенность городских автомагистралей транспортными средствами, значительно превышающая их пропускную способность, снижает уровень безопасности дорожного движения, во многом ограничивая возможности городского развития.
Оценка ситуации. В г. Уфе функционируют следующие виды общественного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, такси. В настоящее время в городе сформирована разветвленная маршрутная сеть, протяженность которой составляет около 2,5 тыс. км. Транспортные услуги по пассажирским перевозкам на электротранспорте оказывают четыре предприятия: МУП "Управление электротранспорта городского округа город Уфа РБ", на автотранспорте - два предприятия ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан и перевозчики негосударственных форм собственности.
Несмотря на транспортную перенасыщенность, качество функционирования пассажирского транспорта г. Уфы характеризуется достаточно высокими показателями. Так, коэффициент регулярности движения транспорта, являющегося индикатором, интегрирующим в себе целый ряд других характеристик качества оказания транспортных услуг в городе, в том числе аварийность и уровень износа транспорта, в 2005 - 06.2010 не опускался ниже 91,0%. Количество ДТП с участием пассажирского государственного и муниципального транспорта уменьшилось за 2005 - 2009 гг. с 326 до 277, то есть на 14,0% при росте общего количества ДТП с участием любых видов транспорта на 87,0%.
В связи с проведенной в период с 2005 по 2009 гг. оптимизацией городской маршрутной сети транспорта общего пользования ежедневный выпуск трамваев сократился на 21,0%, выпуск троллейбусов уменьшился на 13,0%, автобусов государственного перевозчика - на 26,5%, автобусов перевозчиков негосударственных форм собственности - на 16,0%. Снижению числа аварий способствовали не только организация работы пассажирского транспорта по существующей схеме движения маршрутов, но и опыт, и профессионализм водительского состава. Так, при уменьшении количества "машино(вагоно)-километров" в год по трамвайному парку на 35,0%, количество ДТП снизилось на 59,0%. Для троллейбусного парка аналогичные показатели составили, соответственно, 10,0% и 25,0%.
Негативной тенденцией развития городского транспорта является высокий уровень износа транспортных средств, в особенности трамваев, влияющий как на регулярность движения и комфортность проезда пассажиров, так и на стоимость их эксплуатации. За 2005 - 06.2010 уровень износа подвижного состава троллейбусного парка снизился на 38,0% и составил 33,8%, трамвайного парка - вырос на 40,0% и составил 90,5%. На конец 2009 г. отработали нормативный срок эксплуатации и подлежат списанию 152 трамвая (90,0% всего парка) и 85 троллейбусов (41,0% всего парка). Все это снижает надежность работы и требует дополнительных затрат на ремонт. Ежегодно ремонту подвергается почти половина подвижного состава электротранспорта.
Ремонт путевого хозяйства г. Уфы осуществляется нарастающими темпами. Протяженность контактных линий, требующих ремонта, с 2005 г. уменьшилась на 61,0% и в 2009 г. составила 3,32 км; трамвайных путей - на 18%, что соответствует 1,07 км в 2009 г. Каждый год обновляется 0,8 - 4,7% трамвайных путей и 2,4 - 5,5% контактных линий.
Важной проблемой транспортной сферы города является снижение пассажиропотока на маршрутах государственных и муниципальных предприятий, а также на маршрутах перевозчиков негосударственных форм собственности, получивших разрешение муниципальных органов власти и управления. За последние пять лет пассажирский поток этих перевозчиков уменьшился на 23,0% - с 446 млн. чел. в 2005 г. до 345 млн. чел. в 2009 г. Учитывая расширение территориальных границ города, потребность населения в транспортных услугах не могла существенно снизиться. Это означает, что часть населения перевозится перевозчиками, работающими без согласования с местными органами власти, другая часть предпочитает пользоваться собственным автотранспортом, количество которого только за 2009 г. выросло более чем на 20,0%.
Тенденция к уменьшению внутригородского пассажиропотока на маршрутах государственных и муниципальных предприятий транспорта характерна для многих городов России. Однако, в г. Казани значение данного показателя с 2005 г. увеличилось на 19,0% (рост наблюдается по всем видам транспорта).
Тарифы на пассажирские перевозки в г. Уфе с 2005 г. выросли (стоимость проезда в трамваях - в 2,66 раза, в троллейбусах - в 2,92 раза) и соответствуют тарифам других столичных городов Приволжского и Уральского федеральных округов. За наличный расчет стоимость поездки на трамвае или троллейбусе в г. Уфе составляет 9 руб., на автобусе - 15, на автобусе организаций негосударственной формы собственности - от 6 до 20 руб. (при средней стоимости поездки по городу 10 руб.). Например, в г. Самаре цена проезда на трамвае, троллейбусе и автобусе составляет 15 руб., в г. Екатеринбурге стоимость проезда на городском общественном транспорте любого вида составляет 18 руб.
Количество городских маршрутов в период 2005 - 2009 гг. существенно не изменилось. Уменьшение количества трамвайных маршрутов (на 7 единиц) и маршрутов перевозчиков негосударственных форм собственности (на 6 единиц) связано с оптимизацией маршрутной сети (демонтаж трамвайных путей на проспекте Октября) и исключением дублирования автобусных маршрутов.
Несоответствие уровня развития транспортного комплекса города потребностям сегодняшнего дня, выражающееся:
- в изменении структуры спроса на пассажирские перевозки;
- в увеличении времени простоя подвижного состава электротранспорта (трамваев - на 34,3%, троллейбусов - на 25,3%);
- в росте объема расходов городского бюджета на обеспечение транспортного обслуживания населения с 2005 г. в 2 раза.
Цели и задачи. Целью муниципальной политики в области развития транспортного комплекса является повышение надежности и устойчивости функционирования экологически ориентированной транспортной системы, обеспечивающей равный доступ к услугам муниципального транспорта всем слоям населения.
Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий, ориентированных на развитие городского транспорта:
1. Оптимизация маршрутной сети городского общественного транспорта, внедрение скоростных автобусных маршрутов на основе разработки Комплексной маршрутной сети города, перепрофилирования или более активного использования недогруженных транспортных магистралей города.
2. Снижение негативной техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения доли электротранспорта в общем объеме пассажирооборота и обновления трамвайного парка, что позволит снизить негативное воздействие, оказываемое на экологическую обстановку в городе.
3. Создание конкурентной среды в сфере автотранспорта, нацеленной на повышение качества транспортных услуг, путем стимулирования самоорганизации предприятий частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг пассажирских перевозок.
4. Использование железной дороги в качестве скоростного транспорта для пассажирских перевозок в черте города, позволяющих разгрузить основные магистрали в часы "пик".
5. Создание автоматизированной информационной системы по оптимизации управления транспортными потоками в составе общего информационно-телекоммуникационного городского пространства.