Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2015)

Таблица 4.3


       Кредитный рейтинг г. Уфы

Дата

Рейтинг по международной шкале

Рейтинг по национальной

В иностранной валюте/Прогноз

В национальной шкале валюте/Прогноз

28-04-2010

BB-/Стабильный/-- (подтверждение)

BB-/Стабильный/--

ruAA-

20-04-2009

BB-/Стабильный/-- (подтверждение)

BB-/Стабильный/--

ruAA-

02-04-2008

BB-/Стабильный/--

BB-/Стабильный/--

ruAA-

16-04-2007

B+/Позитивный/--

B+/Позитивный/--

ruA+

24-03-2006

B+/Стабильный/--

B+/Стабильный/--

ruA+

29-04-2005

B/Стабильный/--

B/Стабильный/--

ruA-


- устойчивая, самофинансируемая инвестиционно-заемная система города, обеспечившая в период 2002 - 2009 гг. привлечение средств на общую сумму 2 млрд. руб. по 5 муниципальным займам г. Уфы и широкий спектр направлений их использования по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы. Все 5 муниципальных займов своевременно погашены, что создало положительную кредитную историю города;

- инфраструктурная и социальная направленность бюджетных инвестиций. Наибольшую долю в структуре бюджетных инвестиций в 2009 г. занимало коммунальное строительство (47,8%), строительство и инвестирование в здравоохранение (11,5%), образование (12,6%), электротранспорт (10,7%). На жилищное строительство приходилось 5,1% бюджетных инвестиций, на общегосударственные расходы - 4,2%, физкультуру и спорт - 4,0%, культуру - 2,3%;

- структура инвестиций в основной капитал сохраняет существующие пропорции экономики, прежде всего, вследствие инерционности развития экономики города. Традиционно в экономике города наибольший объем инвестиций в основной капитал направляется в обрабатывающие производства (в 2009 г. - 14,2%, в том числе в нефтехимическое производство - 10,0%), добывающие производства (в 2009 г. - 11,6%), операции с недвижимым имуществом (в 2009 г. - 22,2%), транспорт и связь (в 2009 г. - 21,0%), производство электроэнергии, распределение газа и воды (в 2009 г. - 7,4%).

При этом произошли некоторые изменения в структуре инвестирования по видам экономической деятельности. Характерным для кризисного периода стало сокращение доли инвестиций обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства. Увеличение доли инвестиций в 2005 - 2009 гг. в структуре инвестиций в основной капитал наблюдалось только в производстве кокса и нефтепродуктов, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. По другим видам промышленных производств доля инвестиций в основной капитал уменьшилась;

- снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов экономики в условиях мирового финансового кризиса. В 2009 г., впервые за последние 5 лет наблюдается резкое снижение темпов инвестирования в экономику города. Наибольшее сокращение инвестирования от уровня 2008 г. <13> произошло в гостиничном комплексе (на 87,3%), в добывающих (на 52,9%) и обрабатывающих производствах (на 51,8%). Пик снижения инвестиций по таким видам деятельности как сельское хозяйство, финансовая деятельность приходился на 2008 г.;

     ________________

<13> В текущих ценах.

- недиверсифицированная структура источников инвестиций. В целом по экономике наиболее крупным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (45,0% в 2009 г.). В 2005 - 2009 гг. наблюдалась тенденция сокращения доли собственных и привлеченных средств (с 87,6% до 86,6%) и увеличения доли бюджетных средств (с 12,3% до 13,3%).

По большинству промышленных производств основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий. Доля банковских инвестиций была значительна в производстве резиновых и пластмассовых изделий; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов. Бюджетное финансирование имело место только в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности; производстве электроэнергии, распределении газа и воды.

Доля бюджетного финансирования традиционно велика в здравоохранении и предоставлении социальных услуг; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг; государственном управлении, обеспечении военной безопасности; социальном страховании; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

- низкий объем и неэффективная структура привлеченных иностранных инвестиций. По состоянию на начало 2010 г. объем накопленных инвестиций в экономику города составил 272,9 млн. дол. США, 55,5% из которых сосредоточено в обрабатывающих производствах (в том числе 48,4% в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов), 12,5% - в транспорте и связи, 10,4% - в операциях с недвижимым имуществом, 9,2% - в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении.

Динамика привлечения инвестиций является крайне неустойчивой. В период 2005 - 2009 гг. произошли следующие изменения в структуре поступивших иностранных инвестиций: значительное снижение инвестиций в обрабатывающие производства (с 97,4% в 2005 г. до 15,4% в 2009 г.) сопровождалось ростом их объема в государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (с 0% в 2005 г. до 22,3% в 2009 г.). В отдельные годы имели место существенные инвестиционные вложения в транспорт и операции с недвижимым имуществом. В этот период доля прямых инвестиций сократилась с 56,9 до 39,4%.

В решении проблем инвестиционной сферы одним из эффективных механизмов является расширение практики применения государственно-частного партнерства.

Цель развития инвестиционной сферы: привлечение инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу города в соответствии со стратегическими приоритетами развития.

Основные задачи:

- повышение инвестиционной привлекательности города;

- создание эффективной системы привлечения инвестиционных ресурсов;

- повышение эффективности взаимодействия бизнеса и власти в вопросах формирования и привлечения инвестиций.

Ключевые направления:

- определение приоритетных направлений инвестирования в соответствии со стратегическими приоритетами развития города;

- создание эффективной системы разработки и сопровождения инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития города;

- формирование узнаваемого имиджа г. Уфы, повышающего инвестиционную привлекательность муниципалитета;

- расширение форм и методов взаимодействия бизнеса и власти в вопросах привлечения инвестиций на основе принципа государственно-частного партнерства.