Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2015)


 Рис. 4.2. Структура доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от использования и продажи муниципального имущества, %*

________________
     * Рисунок 4.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Аренда нежилого фонда - 45%

Аренда нежилого фонда - 30%

Аренда земельных участков - 42%

Аренда земельных участков - 23%

Приватизация муниципального имущества - 10%

Приватизация муниципального имущества - 45%

Прочие - 3%

Прочие - 2%

а) 2009 г.

б) на 01.10.2010


Существенное увеличение доли доходов от продажи имущества в общей структуре доходов обусловлено реализацией преимущественного права выкупа арендаторами муниципальных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъекта малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая в 2010 г. приобрела массовый характер ввиду улучшения финансового состояния (платежеспособности) хозяйствующих субъектов-арендаторов муниципального нежилого фонда. За 9 месяцев 2010 г. в рамках реализации преимущественного права выкупа (в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ) было заключено договоров купли продажи на 161 объект муниципального нежилого фонда общей площадью 30263,1 кв. м на общую сумму 1034177,0 тыс. рублей, из них 19 объектов общей площадью 5334,7 кв. м оплачены без рассрочки платежа (сумма 170407 тыс. руб.).

За 9 месяцев 2010 г. сложилась следующая структура объектов нежилого фонда по видам пользования:

Вид пользования объектов нежилого фонда

Общая площадь, кв. м

Удельный вес, %

Аренда

474671,67

18,2

Безвозмездное пользование (ссуда)

404120,9

15,5

Оперативное управление

1532514,76

58,6

Хозяйственное ведение

194709,95

7,4

Доверительное управление

7784,4

0,3

ИТОГО

2613801,68

100


Для последних лет характерен процесс сокращения муниципальных унитарных предприятий. При этом в общем количестве МУПов процент действующих МУПов увеличивается: 80,0% - в 2009 г., 85,0% - в 2010 г., что свидетельствует о целенаправленной работе по повышению эффективности их деятельности. По состоянию на 01.10.2010 количество предприятий составило 67.

Что касается муниципальных учреждений, то здесь наблюдается тенденция по увеличению их общего количества на протяжении последних нескольких лет. По состоянию на 01.10.2010 количество МУ составило 632, из которых более 80,0% - это учреждения социальной сферы - образования и здравоохранения. В рамках общероссийской стратегии, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и увеличения видов услуг, оказываемых населению, в городе осуществляется реорганизация муниципальных учреждений в автономные. По итогам 9 месяцев 2010 г. их количество составило 63, что соответствует 9,8% общего количества муниципальных учреждений.

За 10 месяцев 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. положительная динамика отмечена по следующим видам доходов:

- арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков на 8,7%;

- доходы от продажи муниципального имущества (в том числе, земельных участков) в 6,6 раза;

- доходы от перечисления части прибыли МУП в 4,9 раза.

По доходам от сдачи в аренду имущества произошло уменьшение на 7,7%, что обусловлено сокращением количества договоров аренды нежилых помещений за счет выбытия площадей в рамках приватизации, в том числе, за счет реализации преимущественного права выкупа.

Основная цель эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью заключается в достижении баланса интересов - извлечение максимального дохода в бюджет от использования активов муниципалитета, с одной стороны, и реализация социальных задач, стоящих перед городом, путем создания полноценной, благоприятной для населения инфраструктуры, с другой стороны. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Максимизация доходов от передачи в пользование юридическим и физическим лицам объектов муниципальной собственности, а также земельных участков за счет корректировки данных об объектах и увеличения арендной платы за них с учетом складывающихся экономических факторов, а также принятия мер по сокращению задолженности по договорам аренды нежилых помещений и земельных участков. Решение поставленной задачи позволит увеличить доходы местного бюджета и сохранить конкурентоспособность объектов муниципальной собственности наряду с рынком частной недвижимости.

2. Развитие муниципально-частного партнерства на основе определения оптимальных для муниципалитета форм такого сотрудничества, исходя из имеющегося в распоряжении городского округа имущества. Реализация задачи позволит не только увеличить стоимость городских активов, доходов местного бюджета, но и будет способствовать созданию условий для развития конкуренции на рынке соответствующих услуг, обеспечению дополнительной поддержки предпринимательства в городе и условий для реализации социальной политики в муниципальном образовании.