Для повышения эффективности муниципального управления органам исполнительной власти местного уровня необходимо выстраивать партнерские отношения с основными субъектами, оказывающими влияние на развитие муниципального образования, - населением, бизнесом и научными учреждениями.
Оценка ситуации. Одним из способов реализации МСУ населением является территориальное общественное самоуправление (ТОС), максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. Осуществляется в форме товарищества собственников жилья либо непосредственно населением конкретной территории МО.
В г. Уфе с 2008 г. наблюдалось резкое увеличение доли домов, в которых осуществляется ТОС (2007 г. - 7,6%, 2008 г. - 54,3%, 2009 г. - 54,0%). Население отдает предпочтение непосредственному управлению многоквартирными домами перед управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это связано с тем, что более активным стало проявление населением своей позиции заинтересованности в качестве благоустройства территорий и коммунального обслуживания.
Среди других способов непосредственного участия населения в МСУ на основе собственных инициатив (опросы общественного мнения, собрания, конференции, публичные слушания) наиболее распространенными являются обращения граждан.
Работа с обращениями граждан в Администрацию г. Уфы ведется в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан N 391-з от 12.12.2006 "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" и находится под постоянным контролем. Все письменные обращения граждан рассматриваются главой Администрации или его заместителями и с поручениями направляются на исполнение руководителям соответствующих структурных подразделений.
За анализируемый период существует тенденция увеличения письменных обращений граждан (12782 обр. - 2006 г., 21295 обр. - 2009 г.) и число обращений по электронной почте (559 обр. - в 2008 г., 1225 обр. - в первом полугодии 2010 г.). По количеству граждан преобладают коллективные (пенсионеры, участники и инвалиды войн, молодые семьи, многодетные семьи). По существу обращения граждан носят заявительный характер, предложения граждан составляют лишь 0,2% от всех обращений. Это говорит о слабом участии населения в осуществлении местного самоуправления. Наиболее часто жители обращаются по жилищным вопросам, в том числе по поводу аварийного жилья, вопросам землепользования, а также связанным с архитектурой, строительством и реконструкцией.
В соответствии с действующим законодательством об обращениях граждан должностными лицами Администрации города и районов города регулярно проводится личный прием граждан, "прямые горячие линии" с населением по многоканальным телефонным номерам, которые анонсируются во всех городских СМИ, в Интернете и на информационных экранах.
Организовываются выходы информационных групп непосредственно в трудовые коллективы предприятий, организаций и учреждений города, в том числе с руководителями Администрации. В республиканских и городских СМИ регулярно публикуются материалы о деятельности Администрации города и основных показателях жизнедеятельности города по различным направлениям. Еженедельно проводятся пресс-конференции с участием руководителей городской Администрации (за полугодие т.г. проведено 30 пресс-конференций). Стала традиционной еженедельная телевизионная программа "Спроси у мэра" на канале "Вся Уфа", а также одной из наиболее активных форм взаимодействия с населением является услуга "горячий пейджер".
Качественную характеристику данного взаимодействия можно определить с помощью оценки обратной связи. Согласно социологическим опросам степень удовлетворенности населения деятельностью органов МСУ г. Уфы находится на достаточно высоком уровне - не ниже 80,0% за 2005 - 2009 гг.
Взаимодействие органов МСУ с бизнесом должно осуществляться в рамках ГЧП. Но на сегодняшний день реально действующих ГЧП, совместных проектов не существует на официальном уровне. Также недостаточно активно осуществляется взаимодействие органов МСУ с научными учреждениями на официальном уровне (в рамках соглашений, совместных проектов).
Цели и задачи. Основной целью в данной сфере является создание условий, обеспечивающих взаимодействие органов местного самоуправления, бизнеса, населения и научных учреждений для организации согласованного развития города.
Реализация данной целевой установки возможна путем комплексного решения следующих задач:
1. Совершенствование форм взаимодействия населения и органов местного самоуправления с целью повышения уровня гражданской активности населения, включающее:
- организацию процесса доведения до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок - от образовательных учреждений до СМИ;
- повышение активности населения в части внесения предложений в осуществлении МСУ, а также других способов реализации населением своего права на МСУ (ТОС, публичные слушания и т.д.).
2. Организация государственно-частного партнерства на муниципальном уровне как способа взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса, за счет разработки конкурсных проектов в рамках государственно-частного партнерства, а также проведения семинаров, круглых столов и форумов по государственно-частному партнерству.
3. Содействие практическому применению органами местного самоуправления научных исследований и разработок в своей деятельности путем активизации привлечения научных учреждений к участию в процессах местного самоуправления.