Жилищное хозяйство является важнейшим элементом социально-экономической структуры общества и занимает особое место в экономике муниципального образования, обеспечивая содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилищного фонда города.
Оценка ситуации. Доля основных производственных фондов жилищного комплекса (далее - ЖК) города в муниципальной экономике составляет 35%, численность работников - 22%.
По доле площади ветхого и аварийного жилья, составившей в 2009 г. 480,1 тыс. кв. м в общей жилой площади (2,23%) города, Уфа занимала предпоследнее место среди столичных городских округов Приволжского федерального округа (минимальное значение отмечено в г. Ижевске (0,14%), максимальное - в г. Саратове (4,79%)). Рост доли капитально отремонтированного жилья в общей площади жилого фонда, нуждающегося в капитальном ремонте, почти в 4 раза (с 5,2% в 2005 г. до 20,5% в 2009 г.) способствовал уменьшению доли площади жилых помещений, подлежащей капитальному ремонту, с 56,9% до 47,2,0%.
В рамках Подпрограммы "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по ГО г. Уфа Республики Башкортостан", входящей в состав Муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007 - 2015 годы", в г. Уфе должны быть снесены 4945 ветхих и аварийных жилых дома, 88 из которых по состоянию на 01.10.2010 уже расселены. В сложный финансовый период 2009 г. благоустроенное жилье взамен аварийного получили около 3 тыс. уфимцев.
Значительный рост затрат на капитальный ремонт в 2005 - 2009 гг. (с 191,74 млн. руб. до 2419,07 млн. руб. или в 12,6 раза) стал возможен, в частности, благодаря финансированию ремонтных работ по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Анализ использования финансовых ресурсов, затраченных на проведение капитального ремонта жилых помещений, свидетельствует о тенденции роста в последние годы удельного показателя финансовых ресурсов на единицу площади жилищного фонда, что в значительной степени связано с проведением комплексного ремонта в домах по "Адресной программе капитального ремонта, финансируемой из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Так, если в 2005 - 2008 гг. при расходовании средств наблюдалась отрицательная динамика соотношения "затраты - площади капитально отремонтированных жилых помещений", то в 2008 г. значение показателя составило 2,66 млн. руб./тыс. кв. м, в 2009 г. - 3,43 млн. руб./тыс. кв. м.
На конец 2009 г. в капитальном ремонте нуждалось более 10,18 млн. кв. м (47% всего жилищного фонда), в реконструкции - 8,8 млн. кв. м (41%), износ основных фондов составил 45%. При сохранении высоких темпов капитального ремонта жилищного фонда и финансирования на уровне прошлых лет, с учетом ежегодного пополнения категории капитально ремонтируемых помещений, для их ремонта потребуется не менее 15 лет.
За 2008 - 2010 гг. за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств городского бюджета были заменены 394 лифта, выработавших свой технический ресурс. Тем не менее, увеличение количества лифтов, подлежащих замене или реконструкции, - с 1621 ед. в 2005 г. до 1903 ед. во II кв. 2010 г. свидетельствует о необходимости роста объемов финансирования в этой сфере.
За период 2005 - 2010 гг. отмечено повышение качества уровня благоустройства жилья благодаря увеличению доли жилищного фонда, оборудованного индивидуальными тепловыми пунктами, централизованным водопроводом и канализацией.
В части собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги в 2009 г. имело место незначительное снижение сборов по сравнению с периодом 2005 - 2008 гг., что связано, в основном, с финансовым кризисом. Если в 2005 - 2008 гг. собираемость платежей была на уровне 98,8 - 100%, то в 2009 г. она снизилась до 97,9%. Высокий уровень сборов в первые годы создания ЕРКЦ был обусловлен получением после отладки системы сбора платежей значительных средств, недособранных с жителей в прежние годы. Практика показывает, что среднестатистическая собираемость платежей останавливается на уровне 95,0 - 97,0%.
Цели и задачи. Целью муниципальной политики в сфере развития городского жилищного комплекса является рост эффективности и надежности его функционирования, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования.
Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий:
1. Увеличение объемов капитального ремонта, включая комплексный, многоквартирных жилых домов и благоустройства придомовых территорий.
2. Активизация политики ресурсосбережения на объектах ЖК.
3. Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг, позволяющей повысить собираемость платежей за ЖКУ.