Распределение налогов, собранных на территории г. Уфы, по уровням бюджетной системы Российской Федерации, млрд. руб.
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | I полугодие 2010 г. | |
Предприятиями и организациями города во все уровни бюджетной системы перечислено налогов, млрд. руб. | 106,4 | 129,9 | 97,2 | 52,2 |
из них поступило: | ||||
в федеральный бюджет, % | 62,8 | 59,9 | 50,4 | 57,1 |
в бюджет РБ, % | 29,0 | 32,8 | 41,4 | 34,7 |
в бюджет города Уфы, % | 8,2 | 7,2 | 8,1 | 8,2 |
В разрезе отдельных видов налоговых сборов наиболее значимую долю в 2009 г. составляет федеральный налог на доходы физических лиц - 74,9% (налог на совокупный доход - 14,3%; налог на имущество - 6,7% (налог на имущество физических лиц - 29,2% и земельный налог - 70,8%); государственная пошлина - 3,8%; налоги и сборы за пользование природными ресурсами - 0,3%). В результате на Администрацию города "де-факто" возлагаются несвойственные ей функции контроля и содействия росту доходов физических лиц, реализация которых в условиях недостаточно развитого государственно-частного партнерства и низкой социальной ответственности бизнеса является достаточно сложной задачей (решение вопросов своевременной выплаты заработной платы и недопущения выплат заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Республики Башкортостан).
При этом доля налогов местного уровня незначительна. Это обусловлено спецификой действующей в России модели федерализма, при которой налоги, в меньшей степени зависящие от финансовых результатов деятельности предприятий (например, НДС), аккумулируются в бюджетах вышестоящих уровней. Данная модель ограничивает самостоятельность и стимулы местных администраций в формировании собственной доходной базы и обусловливает необходимость покрытия возникающего дефицита бюджета за счет инструментария муниципальных заимствований (табл. 4.8).