Потребительский рынок является одним из важных индикаторов социального развития городской инфраструктуры, стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства столицы, развивающаяся в соответствии с городскими целевыми программами.
Оценка ситуации. С 2005 по 2008 гг. отмечался рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2,6 раза при увеличении реальных доходов населения в 1,6 раза, динамике покупательной способности с 4,3 до 5,2 раза. В результате воздействия финансового кризиса с 2008 по 2009 гг. индекс физического объема оборота розничной торговли снизился с 120,6 до 95,4% (покупательная способность в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась и составила 4,8 раза), прежде всего, за счет уменьшения оборота непродовольственных товаров и общественного питания.
За 9 месяцев 2010 г. значение показателя оборота розничной торговли выросло до 104,1% к аналогичному периоду прошлого года. Если в IV квартале 2009 г. "недостаточный платежеспособный спрос" был одним из главных факторов, ограничивающих развитие деятельности организаций торговли (51,2% опрошенных организаций), то в III квартале 2010 г. он остался актуальным для 42,6% респондентов <16>.
________________
<16> Данные ежеквартального выборочного обследования деловой активности в рыночной торговле, проводимого по методологии Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Доля г. Уфы в республиканском обороте розничной торговли составляет 58,8%. Среди городов-миллионников г. Уфа на протяжении последних 4-х лет стабильно занимает 2-е место по оборотам розничной торговли, общественного питания и объему бытовых услуг.
В целом состояние потребительского рынка и рыночная инфраструктура города характеризуются насыщенностью торговой сети основными товарами. Обеспеченность населения города стационарными предприятиями торговли составляет более 824 кв. м на 1000 жителей. По данному показателю среди городов-миллионников г. Уфа находится на 2-м месте после г. Екатеринбурга (850 кв. м). Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания составляет 34 места на 1000 жителей.
Сеть розничной торговли и общественного питания г. Уфы насчитывает более 5 тыс. объектов. С 2005 по 2009 гг. количество предприятий торговли по городу увеличилось на 241 (с 3947 до 4188), торговой площади - с 662,9 до 920,7 тыс. кв. м, количество предприятий общественного питания - на 124 ед. (с 1093 до 1217), количество посадочных мест в них - на 8270 ед. (с 89370 до 97640). В то же время сказывается негативное влияние финансового кризиса на развитие торговой инфраструктуры: с 2008 по 2009 гг. уменьшилось количество построенных и реконструированных торговых объектов (с 194 до 188), объемов капитальных вложений (с 4,0 до 2,3 млрд. руб.), созданных рабочих мест (с 6358 до 1600). За 9 месяцев 2010 г. открыт 81 новый торговый объект общей площадью 5,8 тыс. кв. м, размер капитальных вложений составил более 2,3 млрд. руб., количество рабочих мест увеличилось на 1563 ед., количество посадочных мест - на 665 ед. В настоящее время ведется сооружение 17 крупных объектов торговли, строительство.
Несмотря на позитивные сдвиги, сохраняется проблема неравномерности обеспечения населения стационарными предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания по районам города, связанная с дифференцированной рентабельностью городской территории.
Проводимые в столице ежегодные сельскохозяйственные ярмарки благоприятно сказываются на сдерживании роста цен на овощную продукцию, и стоимость реализуемой продукции складывается на 15,0 - 20,0% ниже рыночных цен по городу. Отмечается положительная динамика реализации сельхозпроизводителями мяса и молока (1493,5 т и 493,9 т в 2009 г., 856 и 373 т в 2005 г., соответственно). Несмотря на снижение количества торговых площадок (с 28 до 19), растет количество торговых мест (машин) (с 12,1 до 14,5 тыс.).
Особое внимание уделяется организации школьного питания. Ежегодно растет доля школьников, получающих горячее питание (с 87,0 до 98,2% за 2005 - 2010 гг.). В целях реорганизации школьного питания утверждена городская целевая программа "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009 - 2011 годы", согласно которой в 2009 г. проведена реконструкция и замена 2157 ед. торгово-технологического оборудования в 24 школьных пищеблоках, в 2010 г. осуществляется реконструкция и замена торгово-технологического оборудования в 10 школьных пищеблоках.
Благодаря реализации "Концепции развития сферы бытового обслуживания населения г. Уфы на 2006 - 2010 годы" увеличилось количество предприятий, оказывающих бытовые услуги населению (с 1243 в 2005 г. до 2146 в 2009 г.), а также доля предприятий эконом-класса с большим спектром бытовых услуг. Вместе с тем, в результате снижения платежеспособности населения вследствие финансового кризиса, отмечается сокращение спроса на помывочные, автосервисные и др. услуги. Следует отметить недостаточно высокий уровень качества бытовых услуг, оказываемых населению г. Уфы. Так, в 2010 г. из общего количества обращений потребителей по поводу нарушения их прав при оказании услуг жалобы на бытовые услуги составляют 54,4%, на жилищно-коммунальные - 17,0, строительные - 6,6, банковские - 5,7, туристические - 4,1%.
Интенсивное развитие получила индустрия красоты: открылись новые парикмахерские, студии загара, салоны красоты, фитнес-залы. С целью повышения уровня и качества предоставляемых услуг, престижа отрасли и специалистов, работающих в сфере, стали традиционными ежегодные конкурсы и фестивали профессионального мастерства и др.
Муниципальные предприятия бытового обслуживания предоставляют скидки на оплату услуг для некоторых категорий социально уязвимых слоев населения. Организации частной формы собственности проводят социальные акции 9 мая и в День пожилых людей, предлагая старшему поколению услуги на льготных условиях.
В городе реализуется "Концепция развития потребительского рынка г. Уфы Республики Башкортостан на 2009 - 2012 годы", основными задачами которой являются: обеспечение населения товарами первой необходимости и повседневного спроса по доступным ценам, недопущение необоснованного роста цен, обеспечение условий для дальнейшего развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расширения видов и форм предоставления услуг, повышение уровня качества и культуры обслуживания.
С целью оптимизации функционирования потребительского рынка товаров и услуг г. Уфы осуществлялись мероприятия по направлениям:
- мониторинг оптово-отпускных и средних розничных цен на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров первой необходимости;
- обеспечение сбалансированного подхода к упорядочиванию размещения торговых объектов с учетом их равномерного размещения и реализация "Программы развития торговых структур на 2008 - 2010 годы";
- совершенствование инфраструктуры потребительского рынка г. Уфы за счет открытия гипер- и супермаркетов, торговых центров, розничных рынков, торговых комплексов, магазинов "шаговой доступности", "эконом-класса" и т.п.;
- совершенствование организации школьного питания в части реконструкции пищеблоков школьных столовых и оснащения их современным торгово-технологическим оборудованием;
- развитие сети предприятий быстрого питания типа "фаст-фуд" и магазинов "Кулинария";
- выявление и пресечение нарушений прав потребителей недобросовестными продавцами и производителями продукции, в результате которых за период с 2005 г. по ноябрь 2010 г. рассмотрено 61862 обращения граждан и возмещено им убытков на сумму 100,4 млн. руб. в сопоставимых ценах 2010 г.
Целью развития городского потребительского рынка является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги, обеспечение равной и добросовестной конкуренции.
С учетом стратегического положения города, его значимости в республике и современных требований к его перспективному развитию в числе задач в сфере потребительского рынка г. Уфы выделены:
1. Развитие сети торговых объектов с расширенным спектром услуг на основе внедрения инновационных технологий (самообслуживание, с открытой выкладкой, по образцам, с доставкой на дом, в кредит) и форматов торговли (магазинов "эконом-класса", "шаговой" доступности, торговых комплексов среднего формата в стационарных помещениях), в том числе, социальной направленности, ориентированной на малообеспеченные слои населения.
2. Проведение мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по поддержке сельхозпроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств, в числе которых - ежегодные сельскохозяйственные ярмарки, предоставление сельхозпроизводителям и владельцам личных подсобных хозяйств торговых мест на рынках и в специально отведенных местах на улицах города.
3. Повышение культуры и качества обслуживания на основе внедрения на предприятиях города международной системы менеджмента качества, подготовки высококвалифицированных кадров рабочих специальностей для сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания на базе учебных заведений города.
4. Совершенствование деятельности по защите прав потребителей путем повышения действенности консультационно-правовой и экспертной помощи потребителям; предоставления правовых гарантий при возникновении конфликтных ситуаций с организациями торговли и сферы услуг; обеспечения потребителей достоверной информацией о качестве товаров и услуг и выявленных в городе злоупотреблениях доверием потребителей.