Основными направлениями информационно-аналитической деятельности Администрации г. Уфы являются взаимодействие со средствами массовой информации, информирование населения о социально-экономическом, общественно-политическом и культурно-духовном развитии города, мониторинг общественного мнения и средств массовой информации (далее - СМИ).
Оценка ситуации. С 2005 г. в г. Уфе ежегодно реализуется "Программа социологического мониторинга общественного мнения населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", нацеленная на сбор данных, характеризующих динамику оценки жителями столицы развития основных сфер жизнедеятельности города. Одним из направлений Программы является изучение уровня информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, удовлетворенности горожан получаемой из СМИ информацией о работе городских и районных органов власти.
По данным социологических опросов за период 2006 - 2010 гг. возросла значимость получения информации о жизни столицы, деятельности городского руководства, служб, депутатов Совета из основных источников информации. Так, на 5,1% возросла значимость городского телевидения, увеличившись с 54,4% в 2006 г. до 59,5% в 2010 г., на 5,2% - городской печати (38,6 и 44,2% в 2006 и 2010 гг., соответственно), на 8,7% - световых экранов и информационных стендов на улице (10,9 и 19,6% в 2006 и 2010 гг.), на 4,8% - сообщений по итогам пресс-конференций (8,3 и 13,1% в 2006 и 2010 гг.), на 4,4% - сайта Администрации ГО г. Уфы (6,5 и 10,9% в 2006 и 2010 гг.), на 3,6% - встреч представителей власти с населением по месту работы и жительства (5,8 и 9,4% в 2006 и 2010 гг.), на 7,9% - "Прямых проводов" (5,0 и 12,9% в 2006 и 2010 гг., соответственно). По результатам опроса почти 80% жителей считают эффективными выступления руководителей органов местной власти по телевидению, интервью в прессе.
Все это свидетельствует о высокой степени востребованности среди горожан телевизионных, печатных и электронных форм информирования, общения с муниципальными органами власти.
Ведущую роль в информировании населения г. Уфы играет городское телевидение "Вся Уфа", основным продуктом которого является информационная программа "Уфимское время". Положительным моментом в развитии городского телевидения можно отметить то, что с 2009 г. оно стало вещать на отдельном телеканале с 24 часовой сеткой вещания. Сегодня городской телеканал "Вся Уфа" ежедневно смотрит 59,5% уфимцев. В 2006 г. телеаудитория канала оставляла только 54,4% жителей города.
Особое место в организации регулярного освещения жизнедеятельности столицы занимают городские печатные издания. Это общественно-политическая газета "Вечерняя Уфа", еженедельные газеты "Уфимская неделя", "Уфимские ведомости", журнал "Уфа", общественно-политическая газета на башкирском языке "Киске Эфэ".
Городская газета "Вечерняя Уфа" выходит уже свыше 40 лет, ее сегодняшний ежедневный тираж - 11448 экз., пятничный - 13098 экз. В рейтинге ежедневных изданий на протяжении последних лет она устойчиво занимает 2-е место. В то же время за рассматриваемый период наблюдается снижение ее читательской аудитории на 2,8%. Если в 2006 г. газету регулярно читали 24,4% активного населения города, то в 2010 г. этот показатель снизился до 21,6%.
Газета "Уфимская неделя" в рейтинге еженедельных изданий находится на 6-м месте. Ее читательская аудитория за последние пять лет увеличилась на 6,1% и составляет сегодня 17,6% населения города (в 2006 г. - 11,5%). Другая городская газета "Уфимские ведомости" занимает 8-е место в рейтинге еженедельных изданий с читательской аудиторией 10,1% жителей столицы. Рост за последние пять лет составил 2,7% (в 2006 г. - 7,4%). Журнал "Уфа" согласно результатам опроса населения в 2010 г. регулярно читают 7,8% уфимцев, что на 0,9% выше результатов опроса населения в 2006 г.
Повышению уровня работы городских СМИ служат проводимые на регулярной основе с 2005 г. в Администрации г. Уфы пресс-конференции с участием руководителей городской Администрации. Всего за год проводятся порядка шестидесяти пресс-конференций. Сегодня в Уфе это самая популярная, специально оборудованная, современная площадка для пресс-мероприятий. Публикуемые в СМИ сообщения по итогам пресс-конференций, по итогам опроса, проведенного в 2010 г., читает каждый седьмой уфимец, в то время как в 2006 г. их читал каждый пятый житель города.
За период 2006 - 2010 гг. расширено использование новых информационных и телекоммуникационных технологий для совершенствования прямой и обратной связи между Администрацией города и жителями столицы.
Набирающий все больше популярности среди жителей города официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан увеличил свою аудиторию за последние пять лет более чем в три раза. Рост аудитории данного сайта объясняется не только возросшей популярностью электронных СМИ, но и значительным объемом информации, размещаемой на его страничках. Если в 2006 г. было размещено более 400 различных сообщений, отчетов, пресс-релизов и др., то за 2009 г. их количество превысило 2000. По мнению 54,0% опрошенных горожан данный сайт является эффективным средством коммуникации.
Оперативному информированию населения о мероприятиях, организуемых с участием Администрации ГО г. Уфа, служат видеоматериалы социальной рекламы и социально значимой информации на светодиодных видеоэкранах, установленных на оживленных улицах города, медиакомплексы в салонах городских маршрутных автобусов. Всего за 2010 г. размещено более 70 различных анонсов мероприятий, видеоматериалов социальной рекламы и социально значимой информации. С целью оперативного реагирования и решения жизненно важных проблем горожан с использованием современных технологий, продолжает действовать проект обратной связи с населением "Горячий пейджер". Только за первое полугодие 2010 г. на "Горячий пейджер" поступило около 1000 сообщений, по которым приняты соответствующие меры.
Эффективным способом повышения информационной открытости городской власти в условиях муниципального образования являются встречи информационных групп Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и администраций районов г. Уфы с трудовыми коллективами крупных предприятий и учреждений города, с населением по месту жительства. За 2009 г. их количество составило порядка 250.
Среди основных проблем развития СМИ и информационной открытости городского округа город Уфа Республики Башкортостан можно выделить:
- отсутствие городской комплексной программы развития связей с общественностью г. Уфы;
- отсутствие финансовых средств на прохождение специалистами по связям с общественностью платных курсов и семинаров, участие в конференциях межрегионального и российского уровней;
- потребность в развитии городских газет, в том числе на национальных языках.
Цели и задачи. Целью муниципальной политики в области взаимодействия органов муниципальной власти с жителями является повышение информационной открытости города.
Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий:
1. Совершенствование деятельности городских средств массовой информации за счет разнообразия передач городского телевидения, повышения качества материалов и увеличения тиражей городских газет, развития электронных СМИ, разработки и издания информационных бюллетеней.
2. Разработка городской программы развития связей с общественностью г. Уфы, направленной на повышение эффективности взаимодействия органов муниципального управления с общественностью, дальнейшее насыщение территории муниципального образования различными формами наглядного информирования различных целевых аудиторий.
3. Разработка и формирование привлекательного имиджа и бренда г. Уфы в информационном пространстве России и всего мира на основе широкого и грамотного позиционирования г. Уфы в целом, предприятий, производимой продукции, а также успехов, достижений его жителей в СМИ различных уровней, мировой сети Интернет.
4. Мониторинг общественного мнения населения г. Уфы путем проведения ежегодных социологических исследований по актуальным проблемам жизнедеятельности столицы.
5. Использование научных достижений в работе с населением, включающее организацию и проведение конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, семинаров, участие специалистов по связям с общественностью в обучающих и научно-практических мероприятиях.