Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2015)


 4.5.2. Здравоохранение


Уровень здоровья населения г. Уфы, особенно молодого поколения, во многом обуславливается уровнем развития муниципальной системы здравоохранения.

Оценка ситуации. В муниципальной системе здравоохранения г. Уфы функционирует 61 муниципальное учреждение, общая численность медицинских работников этих учреждений в 2009 г. составила 18837 чел., в том числе 4261 врач, 7953 медицинских сестер. Анализ динамики фактических объемов медицинской помощи по отдельным ее видам в 2005 - 2009 гг. свидетельствует об уменьшении количества вызовов скорой помощи (в 2009 г. данный показатель был ниже аналогичного показателя в 2005 г. на 10,2%). Общее количество посещений амбулаторно-поликлинических учреждений также сокращалось (в 2009 г. данный показатель уменьшился на 18,02% по сравнению с аналогичным показателем в 2005 г.). В части оказания услуг стационарной помощи после значительного уменьшения (на 12,18%) в результате реструктуризации коечного фонда общего количества койко-дней в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в последующие годы наблюдалось постепенное увеличение значения этого показателя, и в 2009 г. он составил 96,31% от уровня 2005 г.

За период 2005 - 2009 гг. наблюдалось устойчивое повышение показателя общей заболеваемости на 100 тыс. чел.: среди взрослого населения - на 19889 случаев (177612 и 197501 в 2005 и 2009 гг., соответственно), среди подростков - на 50680 случаев (222372 и 273052 в 2005 и 2009 гг., соответственно). В то же время среди детей (0 - 14 лет) общая заболеваемость на 100 тыс. чел. снизилась на 9335 случаев - с 258318 в 2005 г. до 248983 в 2009 г.

В части кадрового обеспечения муниципальной системы здравоохранения имеет место негативная тенденция роста неукомплектованности штатов с 5,5% в 2006 г. до 9,4% в 2009 г. при снижении коэффициента совместительства с 1,9 в 2005 г. до 1,6 в 2009 г.

Номинальная среднемесячная заработная плата работников здравоохранения в 2005 - 2009 гг. росла, особенно в период 2008 - 2010 гг., что связано с реализацией национального проекта "Здоровье". Несмотря на это уровень оплаты труда остается невысоким - среднемесячная заработная плата медицинских работников в 2005 г. была на 52,38% ниже среднего уровня заработной платы по городу, в 2009 г. - на 45,3%. Низкий уровень заработной платы медицинских работников является существенной проблемой, так как приводит к падению престижности врачебной профессии, ухудшению качества обслуживания, стимулирует отток высококвалифицированных кадров в сферу частной медицины, способствует распространению неформальных платежей пациентов медицинскому персоналу.

Основными источниками финансирования муниципального здравоохранения являются средства фонда обязательного медицинского страхования, городского бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе средства добровольного медицинского страхования. Соотношение между этими источниками было достаточно стабильным в период с 2005 по 2009 гг. (37,0%, 53,0%, 10,0% - в 2005 г., 37,0%, 54,0%, 9,0% - в 2009 г.) Сравнительный анализ плановых и фактических объемов бесплатной медицинской помощи, предоставленной в рамках Программы государственных гарантий, свидетельствует об устойчивом превышении в 2006 - 2009 гг. фактических показателей по числу вызовов скорой помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений над плановыми при одновременном превышении значений нормативных показателей над плановыми по стационарной помощи. Это говорит о низкой эффективности системы планирования объемов медицинской помощи.

По данным социологического мониторинга 2010 г. около 75,0% горожан удовлетворены качеством медицинского обслуживания населения в г. Уфе. Неудовлетворительное мнение об уровне обслуживания чаще высказывают люди с высоким уровнем дохода и более высоким уровнем образования.

В период 2005 - 2010 гг. большое внимание в г. Уфе в рамках национального проекта "Здоровье" и Национального календаря прививок системы здравоохранения уделялось развитию профилактического направления. В рамках реализации мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения ежегодно проводится иммунизация населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа и ряда других инфекционных заболеваний.

Сохранению трудового потенциала города служит дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников вредных производств, организуемые в рамках национального проекта "Здоровье". В 2009 г. план дополнительной диспансеризации был увеличен на 44,0%, в результате чего выявлено 11833 случаев заболеваний.

В период 2005 - 2010 гг. проведена большая работа по информатизации здравоохранения. С 2009 г. машины скорой помощи оснащаются системой GPS-навигации, а в стационарах устанавливаются системы оповещения. С 2010 г. в г. Уфе внедрена единая электронная регистратура, позволяющая пациентам записаться на прием к специалисту через Интернет или по телефону. Это позволяет уменьшить время ожидания пациентов в очередях, повысить социальную эффективность муниципального здравоохранения.

Характеризуя общее состояние здоровья жителей г. Уфы, можно сказать, что в нем находят отражение как негативные тенденции, характерные для здоровья населения РФ в целом, так и специфические проблемы состояния здоровья жителей мегаполиса. К первой группе проблем относятся низкая средняя продолжительность жизни, большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин, тенденция к старению населения. Ко второй группе проблем относятся высокий уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе передающимися половым путем, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ключевыми проблемами системы муниципального здравоохранения, требующими решения в ближайшей перспективе, являются:

- состояние здоровья горожан, высокий уровень заболеваемости среди горожан;

- низкий уровень заработной платы медицинских работников, приводящий к неукомплектованности штата, совместительству, старению кадров, оттоку высококвалифицированных кадров в сферу частной медицины;

- несовершенство системы планирования объемов предоставления и финансирования медицинской помощи.

Цели и задачи. Целью муниципальной политики в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинских услуг, обеспечивающие снижение уровня заболеваемости горожан и повышение продолжительности их жизни.

Реализация данной целевой установки может быть выполнена в рамках следующих направлений и мероприятий:

1. Модернизация здравоохранения, внедрение инновационных технологий диагностики и лечения, включая открытие новых городских диагностических центров, центров здоровья, в том числе детских.

2. Развитие информатизации здравоохранения на основе ведения единых электронных баз данных, систем мониторинга состояния здоровья населения в рамках Программы информатизации городского округа.

3. Развитие профилактического звена здравоохранения, включая пропаганду здорового образа жизни.

4. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения за счет оснащения лечебно-профилактических учреждений высокотехнологичным медицинским оборудованием и материалами.