РЕШЕНИЕ
от 17 марта 1998 года N 35
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ПЕРМИ В 1998 - 2000 ГОДАХ
Рассмотрев Концепцию социальной политики в г. Перми, принятую в первом чтении и с учетом предложений постоянных комиссий и депутатов, обобщенных рабочей группой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 09.12.97 года N 197, Пермская городская Дума решила:
1. Принять "Концепцию социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах".
2. Считать утратившим силу решение Пермской городской Думы от 20.12.94 года N 60 "Об итогах конкурса проектов Концепций социальной политики в городе Перми".
3. Подразделениям администрации г. Перми руководствоваться положениями "Концепции социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах" при разработке концепций, прогнозов, планов, программ развития отраслей социальной инфраструктуры города.
4. Опубликовать "Концепцию социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах" в газете "Вечерняя Пермь".
5. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Аникина Н.М.)
Глава города Перми
Ю.П.ТРУТНЕВ
Пермь относится к городам, развитие которых в предыдущие десятилетия осуществлялось прежде всего в интересах военно - промышленного комплекса. При этом социальная сфера создавалась по остаточному принципу. Под определяющим влиянием этих основных факторов и формируется социально - экономическая ситуация в городе. Глубокая конверсия и слабое развитие социальной сферы послужили причинами затяжного кризиса в первой половине 90-х годов, выход из которого был возможен лишь при наличии в городе хорошо продуманной экономической и социальной политики и сосредоточении усилий городских властей, деловых кругов и всего населения на ее последовательной реализации. Одним из шагов в этом направлении стала разработка "Концепции социальной политики в городе Перми", которая была принята Пермской городской Думой 20 декабря 1994 года. Дума также утвердила перечень 20 приоритетных программ по реализации Концепции.
За время, прошедшее с начала реализации Концепции, были созданы условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда, увеличения масштабов дополнительной занятости и самозанятости. Начались процессы перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, рыночной инфраструктуры. Развивались негосударственные учреждения образования, здравоохранения, других социально - культурных отраслей.
Вместе с тем, развитие городской экономики в кризисный период характеризовалось снижением эффективности и падением производства, высокой инфляцией, что обусловило заметное снижение уровня жизни значительной части горожан, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности городских властей в проведении активной социальной политики.
Значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это привело к росту задолженности по заработной плате, неполной занятости, постепенному разрушению социальной инфраструктуры, которая прежде содержалась за счет предприятий.
Недостаточная обеспеченность доходной части городского бюджета обострила проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось положение дел в сфере защиты социальных и трудовых прав и гарантий граждан.
С начала 1997 года основные тенденции экономического и социального развития в городе стали приобретать позитивный характер.
Начался рост экономики. На рынке труда наблюдается сокращение численности безработных, однако хроническая и застойная безработица продолжают расти, а структура занятости все еще остается неэффективной.
Вслед за экономическим ростом наметился рост номинальных денежных доходов населения, который происходит на фоне сокращения темпов инфляции. С начала 1997 года отмечено сокращение задолженности по выплате заработной платы, пособий; ликвидирована задолженность по выплате пенсий. В связи с этим реальные доходы горожан увеличились. Однако отраслевая и территориальная дифференциация доходов населения остается слишком высокой, и численность малоимущих горожан, нуждающихся в социальной защите, не снижается.
Сохраняется проблема недостаточного финансирования бюджетных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры. Это сдерживает их развитие, осложняет процесс структурной и функциональной адаптации социальной инфраструктуры к рыночным условиям.
Благодаря профилактическим мерам и противоэпидемиологическим мероприятиям снизился уровень заболеваемости по венерическим заболеваниям, ряду инфекционных болезней. Однако угроза эпидемических вспышек сохраняется. Продолжается рост заболеваемости туберкулезом, наркологическими заболеваниями.
Наметились тенденции к снижению преступности - сократилось общее количество зарегистрированных преступлений, увеличилась их раскрываемость. Однако все еще растет преступность среди несовершеннолетних. Характерной чертой является также рост числа экономических преступлений и преступлений, связанных с наркотиками.
Анализ объективных параметров социальной и экономической ситуации, общественного мнения населения, а также учет наиболее существенных причинно - следственных связей в конечном счете показал, что в настоящее время в городе существуют четыре основных проблемных комплекса:
создание условий для эффективной занятости населения;
развитие, структурное и функциональное совершенствование социальной инфраструктуры;
обеспечение защиты гражданских прав и безопасности личности.
социальная защита неконкурентоспособного населения.
В целом социальную ситуацию в городе можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, наметившимися в 1997 году, некоторые негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились, тормозя рост городской экономики и генерируя социальную напряженность.
Современная социально - экономическая ситуация в городе диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики.
Социальная политика - это разрабатываемая и осуществляемая органами власти система мероприятий по повышению эффективности социального развития, по созданию социально - экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию и самореализации каждого человека.
Стратегической целью социальной политики в настоящее время является создание и развитие системы новых, ориентированных на человека, социальных отношений, регулирование этих отношений и контроль над ними. Социальная политика должна быть направлена на обеспечение максимально возможного на данном этапе развития экономики города уровня и качества жизни всех категорий населения. Социальная политика призвана создавать оптимальные условия воспроизводства населения и ослаблять социальную напряженность, нейтрализуя социально - классовые, профессиональные, национальные и другие конфликты.
Среди основных задач городской социальной политики:
проведение активной политики повышения уровня жизни населения города, развитие активных форм поддержки населения и общественных инициатив, способствующих реализации его возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;
проведение активной политики по оптимизации занятости населения в городе, создание условий, способствующих повышению предприимчивости населения;
обеспечение доступности для всего населения города качественных бесплатных гарантированных государством услуг образования, здравоохранения, культуры и спорта проведение институциональных преобразований в этих сферах, а также в жилищно - коммунальном хозяйстве с целью их развития, увеличения функционального и организационного разнообразия, расширения набора платных услуг высокого качества;
формирование эффективного механизма социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно;
формирование эффективной системы защиты гражданских прав и обеспечения безопасности личности.
В 1998 - 2000 годах продолжится экономический подъем, начавшийся в городе в 1997 году. Вслед за ростом экономики будет появляться все больше возможностей для решения актуальных социальных проблем. Анализ сложившейся проблемной ситуации и тенденций социально - экономического развития позволяет сформировать следующую систему приоритетов социальной политики в городе.
В 1998 году:
1) уменьшение застойной и хронической безработицы;
2) создание системы социализации детей и подростков, способствующей их развитию и самореализации;
3) социальная помощь малоимущему населению;
4) формирование системы подготовки и переподготовки кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также муниципальных учреждений;
5) формирование эффективной системы гражданской безопасности;
6) увеличение жилищного строительства и начало жилищно - коммунальной реформы.
В 1999 году:
1) увеличение занятости населения и улучшение ее структуры;
2) совершенствование системы образования с учетом структурной перестройки экономики и потребностей городского рынка труда;
3) социальная помощь малоимущему населению;
4) повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения, реструктуризация и реформирование системы здравоохранения;
5) увеличение жилищного и социального строительства;
6) реформирование жилищно - коммунального хозяйства города.
В 2000 году:
1) обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
2) развитие, структурное и функциональное совершенствование социальной инфраструктуры;
3) сохранение и развитие культурного потенциала города, традиций Пермской региональной культуры;
4) улучшение медико - демографической ситуации;
5) социальная помощь малоимущему населению;
6) реформирование жилищно - коммунального хозяйства города.
Осуществление комплекса социальных программ в этих приоритетных направлениях приведет к постепенному росту уровня жизни населения и снижению социальной напряженности.
При разработке и реализации городской социальной политики, социальных программ и мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
сочетание экономической свободы и социальной справедливости;
приоритетность интересов и потребностей жителей города при учете региональных и федеральных интересов;
системность и согласованность социальных программ и мероприятий;
последовательная смена целей и приоритетов от этапа к этапу при оптимальном сочетании и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных целей;
оптимальное сочетание социальной, экономической и экологической эффективности;
постоянный мониторинг социальных процессов;
стимулирование экономической и социальной активности населения;
концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах социальной жизни;
адресность социальной помощи;
многоканальность финансирования социального развития;
соответствие федеральному и региональному законодательству;
демократизация управления;
гласность социальной политики.
Целью городской социальной политики в сфере занятости населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями на самых благоприятных условиях занятости.
Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:
обеспечение и улучшение профессиональной мобильности трудящихся;
улучшение структуры занятости в отдельных отраслях экономики;
предотвращение, компенсирование или устранение отрицательных социальных последствий, возникающих в связи с техническим прогрессом или структурными изменениями в экономике;
оказание помощи безработным в поисках новой работы;
содействие профессиональной адаптации лиц, получивших физические или нравственные травмы;