В плане основных мероприятий на 1999 г. по реализации "Программы развития системы образования до 2000 года" планируется обучать только по самым приоритетным направлениям образовательного процесса, которые не дотируются из бюджета. За счет суммы, которая планируется на обучение по Программе в 1999 г., городской комитет сможет переподготовить только 861 работников, что составляет только 25% от ежегодных потребностей городской системы образования (годовая потребность - 2720 учителей и 680 других работников образования).
5.1. В связи с тем, что постоянно растет количество детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в коррекционной педагогике (17% детей от общего числа с отклонениями в умственном и физическом развитии), необходима подготовка узких специалистов, способных оказать соответствующую помощь данной категории детей. Планируется в рамках данной Программы в этом году закончить второй год обучения по специальности дефектолог - логопед в количестве 30 человек. По специальности педагог - психолог продолжат обучение 2 человека.
Для реализации проекта социализации детей и подростков детей с проблемами и отклонениями в психо - физиологическом развитии предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях классов интегрированного обучения. В Программе предусмотрена переподготовка педагогических кадров (для начальной школы) и проведение семинаров на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для специалистов, работающих с такими классами.
В базисный учебный план вводятся новые предметы, по ним также необходимо осуществлять подготовку соответствующих специалистов: педагогов - валеологов, педагогов - экологов. Требуется подготовка социальных педагогов.
5.2. Для ведения системных работ по повышению профессионального мастерства, выстраивания содержания курсовой подготовки комитетом планируется продолжить успешное сотрудничество с Пермским государственным педагогическим университетом (проводимые ПГПУ курсы отвечают запросам учителей города). Эта работа позволяет и преподавателям вуза вести прикладные исследования, обновлять содержание и технологии обучения будущих специалистов городской системы образования в соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу. Запланированные по программе объемы финансирования (342 тыс. рублей) по курсовой подготовке и переподготовке на базе ПГПУ соответствуют только 30% от запросов педагогов города.
Межкурсовая подготовка служит целям повышения профессионального мастерства педагогов и специалистов при реализации в своей практической деятельности полученных знаний на курсах повышения квалификации. Организация и проведение такой работы в настоящее время является насущной необходимостью, планируется проведение проблемно - целевых и научно - практических семинаров; педагогических мастерских, лабораторий и других педагогических объединений, в ходе которых будет осуществляться обмен опытом, отрабатываться содержание и технологии образования, выполняться прикладные исследования учителей, вырабатываться методические рекомендации, разрабатываться методические и информационные материалы.
5.3. Переподготовка учителей иностранного языка связана с неукомплектованностью ОУ двух "удаленных" (Кировского и Орджоникидзевского) районов педагогическими кадрами. По программе запланирована оплата второго года обучения 14 специалистов.
Расчет необходимого объема финансирования по разделу 5.0.
5.1. Подготовка узких специалистов для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании:
а) на базе высшего образования:
- дефектолог - логопед - 30 человек (2-й год обучения), остаток по оплате - 23 тыс. рублей.
- педагог - психолог (ПГТИ) - 2 чел. (по договору 3/96, программа обучения рассчитана на пять лет, 4-й год обучения) - остаток финансирования 10,6 тыс. рублей:
б) переподготовка педагогических кадров для работы в классах интегрированного обучения:
- курсовая подготовка педагогов для работы в классах интегрированного обучения (1 группа, 25 - 30 педагогов, 3 сессии по 120 часов, итого 360 часов) - 54 тыс. руб.
- обучающие семинары для специалистов на базе специальных (коррекционных) ОУ (3 группы по 25 чел. каждая, объемом 72 часа: дефектологи, логопеды, психологи; итого: 75 чел., 216 часов) - 32,2 тыс. рублей.
Итого по п. 5.1. - 119,8 тыс. рублей
5.2. Организация постоянно действующих семинаров по проблемам образования и воспитания (обновление содержания и технологий образования) для: директоров, заместителей директоров образовательных учреждений; педагогов дополнительного образования; воспитателей дошкольных образовательных учреждений и школ - интернатов; учителей общеобразовательных школ предметов гуманитарного и естественно - математического циклов.
А) Курсовая подготовка по 27 направлениям через Институт непрерывного образования ПГПУ, включая:
- переподготовку по специальности социальный педагог - 25 человек (второй год обучения в ПГПУ) человек (в школах удовлетворена потребность только на 65%);
- переподготовку по специальности педагог - эколог - 25 (второй год обучения в ПГПУ) чел. (уже учатся в ПГПУ - специалисты для 16 опорных школ города);
- переподготовку по специальности учитель русского языка и литературы - 24 чел. (второй год обучения),
- курсы повышения квалификации (КПК) для учителей начальных классов (2-годичные) - 30 чел;
- КПК для учителей начальных классов специальных коррекционных школ (2-годичные) - 21 чел;
- КПК для учителей начальных классов по системе Занкова (2-годичные) - 19 чел:
- организация постоянно действующих семинаров по проблемам образования и воспитания (обновление содержания и технологий образования) для: директоров, заместителей директоров образовательных учреждений; педагогов дополнительного образования; воспитателей дошкольных образовательных учреждений и школ - интернатов; учителя общеобразовательных школ предметов гуманитарного и естественно - математического циклов.
Реально выделяется 283 тыс. рублей, на которые можно обучить 521 человек (что составляет 25% от потребности).
Б) Переподготовка по специальности психология (ПГПУ, фак. Психологии ПГПУ) - 7 чел; требуемое финансирование - 52 тыс. рублей.
В) Межкурсовая подготовка, обучение методистов районных методических служб, зам. директоров ОУ, учителей, педагогов, специалистов для ведения образовательной методической деятельности в ОУ города, через организацию и проведение: проблемно - целевых и научно-практических семинаров (8 семинаров); педагогических мастерских, лабораторий, творческих мастерских (11 мастерских и лабораторий); теоретических и практических семинаров (14 семинаров); методологических семинаров (2 семинара); творческих и проблемных групп (5 групп); школы педагогического мастерства (2 школы).