В систему теплоснабжения города входят: производители тепловой энергии, транспортирующие организации, предприятия, обслуживающие системы теплоснабжения.
Основной объем производства тепловой энергии (66% от общего объема производства тепловой энергии в городе) осуществляет АО "Пермэнерго", в состав которого входят ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, ТЭЦ-13, ТЭЦ-14, ВК-3.
Также тепловую энергию производят:
- крупные тепловые станции (21%), включая муниципальное предприятие теплоснабжения "Тепловая станция "Кондратово", ЗАО "Энергия-М" и ООО "Велта - Тепло";
- ведомственные котельные (10%) - АО "Пермский завод силикатных панелей", НПО "Искра", АО "Камтэкс", АО "Порт Левшино", АО "Пермский ЦБК", ООО "ТЭС", АО "Биомед", АО "Перммолоко" и другие (всего 16 предприятий);
- муниципальное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей "Гортеплоэнерго" производит 3% тепловой энергии;
- индивидуальные отопительные установки тепловой энергии для отдельных зданий и групп зданий производят менее 1% тепловой энергии.
На пути от производителя до потребителя тепловой энергии стоят предприятия - перепродавцы, которые осуществляют транспортировку тепловой энергии по тепловым сетям. Это АО "Пермские тепловые сети" и муниципальное предприятие "Пермгоркоммунтепло".
Получателями тепловой энергии являются предприятия, которые обслуживают внутриквартальные и внутридомовые системы теплоснабжения муниципального жилищного фонда. Данный вид работ выполняют 23 муниципальных предприятия.
Теплоснабжение потребителей в муниципальном жилищном фонде осуществляется по льготному тарифу на тепловую энергию. Расходы на тепловую энергию в структуре экономически обоснованного тарифа для населения (в целом по жилищно - коммунальным услугам без учета газа и электроэнергии) составляют 80%. При этом оплата населением услуг по теплоснабжению не превышает 29% фактических затрат. Оставшаяся часть затрат возмещается из бюджета города в виде дотаций производителям тепловой энергии.
Дотации из бюджета на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию по муниципальному жилищному фонду предусматривались:
- в 1997 году в объеме 232,728 млн. руб., что составило 10,35% от общегородского бюджета (48,09% от затрат по статье "Жилищное хозяйство");
- в 1998 году в объеме 251,4 млн. руб., что составило 11,87% от общегородского бюджета (74,68% от затрат по статье "Жилищное хозяйство");
- в 1999 году в объеме 135,151 млн. руб., что составило 6,63% от общегородского бюджета (45,62% от затрат по статье "Жилищное хозяйство").
Бюджетная обеспеченность на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для муниципального жилищного фонда не превышает 30%, то есть город в состоянии оплачивать не более трети поставляемой тепловой энергии. Передача в муниципальную собственность из государственной собственности социальной инфраструктуры (жилья, больниц, спортивных и культурных учреждений и так далее) резко увеличивает финансовую нагрузку на городской бюджет и еще в большей мере усугубляет ситуацию. В результате растет кредиторская задолженность муниципальных жилищно - эксплуатационных предприятий перед теплоснабжающими организациями.
Недофинансирование отрасли приводит к сокращению работ по ремонту тепловых объектов. Вместо ежегодной замены 3 - 4% тепловых сетей перекладывается только 0,3 - 0,8%. В результате ветшают инженерные системы теплоснабжения (основные фонды), снижается надежность и безопасность их эксплуатации, растут расходы связанные с устранением аварий и повреждений.
Теплоэнергетику города условно можно разделить на два сектора: муниципальный, находящийся под прямым воздействием муниципалитета, и немуниципальный, регулируемый только косвенно экономическими и организационными методами.
Котельные, находящиеся в муниципальной собственности, требуют модернизации, так как используют неэффективные и более дорогие виды топлива. Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля. Во многих котельных водоподготовка не проводится либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива на 12,5% и более. Происходит загрязнение окружающей среды.
При отсутствии приборов учета тепловой энергии на разделах границ ответственности оплата за тепловую энергию производится на основании расчетов по нормативам. Это выгодно поставщикам и не выгодно потребителям, так как расчеты отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Не выдерживаются стандарты качества предоставления гражданам услуг по отоплению жилых помещений в отопительный период. Стандартами предусматривается обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях +18 град. С (в угловых помещениях +20 град. С) в течение всего отопительного периода.
Проведение действенной теплосберегающей политики является одним из главных приоритетов реформы жилищно - коммунального хозяйства.
Практическая реализация теплосберегающей политики сдерживается рядом нерешенных проблем:
- несовершенством нормативно - правовой базы, стимулирующей теплосбережение в отрасли и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;
- неразвитостью рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию теплосберегающей техники, монополизацией этой деятельности теплоснабжающими организациями;
- недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства теплосберегающего оборудования и, как следствие, - перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;
- отсутствием системы учета и контроля за потреблением тепловой энергии;
- низкой финансовой обеспеченностью;
- несовершенством используемых технологий и существующего технического оборудования в тепловой отрасли;