Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА Г. ПЕРМИ НА 2002 - 2004 ГГ."

3.4. Основные пути решения проблемы


3.4.1. Необходимым условием развития городского пассажирского транспорта является детальный анализ технико - экономических показателей существующих маршрутов.

Актуальность подобного анализа на уровне маршрутов обусловлена как тем, что именно маршруты являются предметом заключения договоров с перевозчиками пассажиров, так и тем, что городская власть осуществляет организацию пассажирских перевозок прежде всего через формирование городской маршрутной сети. Необходимость четкого планирования технико - экономических показателей маршрутов становится еще более очевидной при наличии перевозчиков как муниципальной, так и немуниципальной формы собственности

При организации любого пассажирского маршрута городская власть должна иметь возможность получить ответы на два основных вопроса:

- какова социальная значимость существования данного маршрута?

- каков прямой бюджетный эффект (увеличение или уменьшение бюджетных дотаций) от эксплуатации данного маршрута?

В настоящее время назрела необходимость формализации процедур получения ответов на эти вопросы.

В целях соблюдения объективности получаемых технико - экономических показателей маршрутов выполнение данной работы предлагается поручить сторонней научно - исследовательской организации.

Итогом данной работы должны явиться правила заполнения обновленных и детализированных паспортов маршрутов, сводная база данных по существующим маршрутам и регламент корректировки паспортов и базы данных по маршрутам при изменениях условий перевозок (тарифов на проезд, состава перевозчиков, видов подвижного состава и т.д.).

Это позволит, в частности:

- более четко планировать социальные и бюджетные последствия изменений в городской маршрутной сети,

- создать основу для подготовки конкурсной документации при распределении маршрутов между перевозчиками по конкурсу;

- направить бюджетные дотации в первую очередь на поддержку социально значимых маршрутов.

3.4.2. Успешная конкуренция муниципальных предприятий с иными хозяйствующими субъектами в сфере городских пассажирских перевозок обуславливается качеством принимаемых в процессе их деятельности управленческих решений. Транспортное предприятие с его разветвленной организационной структурой, значительным имущественным комплексом, весомым набором выполняемых функций представляет собой весьма сложную систему, на результаты деятельности которой влияет множество как внутренних, так и внешних факторов. В условиях муниципального заказа, при подаче заявки важен учет всех этих факторов для точного экономического расчета целесообразности эксплуатации того или иного маршрута. Необоснованное занижение оценки себестоимости приведет к убыткам от деятельности, завышение - не позволит одержать победы в конкурсе. Таким образом, руководитель муниципального предприятия должен быть хорошо проинформирован о величине затратной составляющей по тому маршруту, который он планирует эксплуатировать.

Наличие подобной системы, позволяющей учитывать затраты отдельно по различным направлениям деятельности предприятия (эксплуатируемым маршрутам), позволит, помимо оказания содействия в составлении дальнейшего представления о реальной стоимости выполняемой работы, своевременно принимать квалифицированные управленческие решения на базе представленной информации, влияющие на повышение эффективности деятельности предприятия в целом. Кроме того, данная система может стать дополнительным инструментом контроля со стороны городских властей деятельности подведомственных им предприятий.

3.4.3. Муниципальный заказ в сфере пассажирских перевозок повышает значимость контроля за выполнением транспортной работы. С одной стороны, объем бюджетного финансирования эксплуатации социально значимых маршрутов должен быть адекватен объему выполненных перевозок, с другой, в соответствии с договорными отношениями между администрацией города и перевозчиками в рамках муниципального заказа, невыполнение обязательств перевозчика в части объема оказываемых услуг может повлечь за собой штраф, который явится дополнительным доходом бюджета.

С 1994 года в г. Перми разработана и внедряется "Комплексная компьютерная система управления пассажирским транспортом" (МАЯК). В 1996 году на совещании руководителей городов и транспортных предприятий, которое проходило в г. Перми, система была признана одной из лучших и рекомендована к внедрению в городах России.

В настоящее время в России разработаны и внедряются 3 системы контроля:

1. Система "ГЛОНАСС" на базе радиостанции "Луч 10Н", стоимость 1 УПЕ - 1150 у.е.

2. Система "ГРАНИТ" на базе радиостанции "Гранит", стоимость 1 УПЕ - 930 у.е.

3. Система "МАЯК" на базе радиостанции "Motorola" GM = 350, стоимость 1 УПЕ - 780 у.е.

Как видно, стоимость одной УПЕ у нас являются самыми дешевыми.

В 2000 и 2002 годах система признана лучшей, о чем свидетельствуют письма, направленные Министерством транспорта РФ в адрес Главы города.